Официальная Москва начинает играть более открыто. Обвинения в адрес Армении уже озвучиваются на более высоком уровне. Революционным властям страны уже начинают выдвигать более конкретные обвинения – не на экспертном уровне, а из уст должностных лиц. Москва рассчитывает, что новое руководство Армении найдет мужество противостоять шантажу и давлению со стороны США, будет самостоятельно принимать решения, заявил в интервью РИА Новости статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин. Он, в частности, указал на заявления советника президента США по вопросам нацбезопасности Джона Болтона, озвученные осенью текущего года в ходе визита в Ереван. Болтон в беседе с журналистами, в частности, сказал, что «американское оружие в любом случае лучше российского». Болтон также посоветовал Еревану «избавиться от исторических клише» в своих международных отношениях. «На фоне происходящих в нынешнем году радикальных перемен в стране вмешательство Вашингтона в ее внутренние и внешнеполитические дела становится все более бесцеремонным», — сказал Карасин. По словам дипломата, Болтон оскорбительно назвал исторический опыт армянского народа «историческими клише», а также велел Армении покупать американское оружие и как можно скорее присоединиться к антииранским санкциям. «Если такова публичная сторона американо-армянских отношений, то можно лишь представить, какое «выкручивание рук» происходит за кулисами», — отметил Карасин. И вот, Карасин заявил, чыто Россия рассчтывает, что нынешнее руководство Армении, получившее на парламентских выборах необходимый мандат, найдет в себе мужество противостоять неприкрытому внешнему шантажу и давлению, будет отстаивать суверенное право самостоятельно принимать решения, сообразуясь с национальными интересами».
Таким образом, Россия показывает, что за эти несколько месяцев так и не смирилась с инициативой властей Армении по смене генсека ОДКБ. Их, очевидно, раздражает тот факт, что официальный Ереван – заранее не поставив в известность, не обсудив, начал процесс против Хачатурова по собственному желанию. По всей вероятности, к этому прибавился еще и арест Роберта Кочаряна.
Сейчас партнеры Армении по ОДКБ и ЕАЭС не станут упускать случая для колкостей в адрес Армении и, возможно, начнут также предпринимать конкретные действия. В подобном поведении этих стран и особенно России ничего нового нет. И «обвинения» с их стороны касательно того, что «Запад пытается вбить клин в армяно-российские отношения», также были вполне прогнозируемы. Другой вопрос, какие конкретные цели и ожидания от властей Армении ставятся в основе предсказуемой «операции» Москвы.
Самым интересным является то, что армяно-российская напряженность создалась в том случае, когда Пашинян явным образом ведет нераздражающую Россию политику, все время подчеркивает, что Армения не собирается менять внешнеполитических вектор. Сейчас власть Пашиняна почти обвиняют в том, что она по указке Запада действует против России или же, по крайней мере, подвергается западному давлению. А это означает, что Москва, на этом «основании» может пойти на шаги, более опасные для Армении. По всей вероятности, российская сторона ожидает от Армении большего, и мы в скором будущем станем свидетелями того, в чем именно заключаются эти ожидания.
А на этом этапе официальная Москва и Ереван уже перешли к публичным заявлениям, что свидетельствует или об отсутствии обсуждений по дипломатическим каналам или же о том, что они есть, но не так уж и эффективны. Армения последовательно выстраивает свои отношения по принципу суверенного равенства, именно так официальный Ереван отреагировал на заявление заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина. «Армения не выстраивает связи с одной страной в ущерб отношениям с другой. Эта позиция и в дальнейшем будет лежать в основе нашей внешней политики», — заявила пресс-секретарь министерства иностранных дел Армении Анна Нагдалян, комментируя заявления замглавы МИД РФ Григория Карасина.
19 декабря в Дилижане в ходе беседы с журналистами Никол Пашинян также прокомментировал заявление Карасина. «Ереван ведет независимую политику, и это должно быть заметно многим, если не всем. Армения продолжит вести эту политику». На уточняющий вопрос, рассматривает ли Армения перспективу приобретения американского оружия, Пашинян ответил: «Да, Болтон приехал в Армению, поступило предложение. Это было заявление, конкретных возможностей и предложений мы не видим», – отметил он. Помимо «тонких» намеков Карасина в армяно-российских отношениях обсуждается еще одна тема.
В интервью радиостанции «Комсомольская правда» министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Ереван и Москва разрабатывают документ, который запретит присутствие иностранных военных на территории Армении. «Мы с Арменией завершаем процесс подготовки документа, который будет гарантировать неприсутствие в Армении иностранных военных. Он будет гарантировать транспарентность с точки зрения угроз и рисков», — сказал Лавров. Речь идет о неприсутствии иностранных военных на территории биолабораторий. Однако учитывая озвученные из Армении заявления, не совсем понятно, о каком именно документе идет речь. Пашинян заявляет, что российские партнеры с правительством никогда не обсуждали документа о запрете присутствия иностранных военных на территории биолабораторий в Армении. «Подобная договоренность ранее обсуждалась с прежними властями. При нашем правительстве с российскими партнерами по этой теме вопросы не обсуждались. Надо у Лаврова подробнее узнать, о чем идет речь», — сказал Пашинян на брифинге в Дилижане.
«Я вынуждена повторить еще раз, речь идет о лабораториях, обеспечивающих повышение санитарно-эпидемиологического надзора, в которых работают армянские специалисты. В случае с Арменией здесь речи о военном присутствии не идет»,- заявила пресс-секретарь МИД РА Анна Нагдалян. Она сказала, что сотрудничество в области санитарно-эпидемиологического надзора является частью двусторонней повестки. «Армения выполняет все международные обязательства в области бактериологии»,- отметила Нагдалян, комментируя заявление Лаврова.
«Кто, кому и что может запретить? Речь идет об армяно-российских отношениях, о двух суверенных, равноправных государствах»,- в беседе с журналистами заявил посол России в Армении Сергей Копыркин, комментируя заявление Сергея Лаврова. «На сколько мне изветсно, действительно, между российской и армянской сторонами идет диалог по вопросу деятельности биолабораторий. Не скрою — этот вопрос нас беспокоит, и именно поэтому мы ведем этот диалог. Диалог с армянской стороной достаточно конструктивный, есть взаимопонимание. Я не исключаю, что на каком-нибудь этапе мы придем к общему знаменателю. Не могу сказать, как это будет выглядеть. Ни о каком запрете не может быть и речи».
20 декабря официальный Ереван снова затронул эту тему. Армения не ведет переговоров о размещении военных третьих стран, — в беседе с журналистами сказала пресс-секретарь МИД РА Анна Нагдалян, добавив: «Сфера санитарно-эпидемического контроля является частью армяно-российской повестки, по поводу которого ведется диалог. Лаборатории принадлежат Армении, и продолжат принадлежать Армении. В них работают только армянские эксперты, и в будущем они будут носить только гражданский характер». На уточняющий вопрос, имеют ли место обсуждения на тему иностраных военных, Нагдалян ответила: «В случае Армении нет проблемы военного присутствия в биологических лабораториях, и Армения не ведет переговоров о размещении военных третьих стран».
На эту тему правительству, наверное, необходимо будет представить дополнительные комментарии – тем не менее, ведутся или велись ли раньше обсуждения вокруг какого-то документа или нет. Если судить по заявлениям российской стороны, то создается впечатление, что диалог на эту тему ведется, тогда как армянская сторона, в лице Никола Пашиняна, отмечает, что РФ никогда не обсуждала документа о запрете на присутствие в находящихся на территории Армении биолабораторий иностранных военных.
Можно прогнозировать, что повестка дня армяно-российских отношений в ближайшее время будет весьма плотной – есть ряд тем, нуждающихся в обсуждении. 20 декабря стало известно, что до конца года состоится еще одна встреча Пашинян-Путин. «С Арменией у России ровные отношения, это наш стратегический партнер, член ОДКБ, ЕАЭС». Об этом сказал президент России Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции, отвечая на вопрос, как Россия будет восстанавливать отношения с Ереваном после выборов. «Что нам восстанавливать? Нам нужно развивать то, что уже создано предыдущими поколениями руководителей. Армения – ближайший наш союзник в Закавказье. Так было исторически, так и есть, и надеюсь так и будет»,- отметил Путин, добавив, что надо развивать отношения, которые строили годами, исходя при этом из возможностей и потребностей. «Мы это в ближайшее время обсудим с господином Пашиняном, который на следующей неделе должен приехать с визитом», — добавил Путин.