Всех нас можно поздравить со стартовавшей агиткампанией к внеочередным парламентским выборам. Предвыборная агитация уже успела принести и ожидаемые речи, в которых мало нового и интересного, и просто шокирующие заявления – требуется немало времени понять, что переварить их невозможно. Как слова Сасуна Микаеляна, например.
Трудящиеся Армении с необычайным воодушевлением и гордостью восприняли начало политической агитации к внеочередным выборам — так еще в совсем недавнем прошлом написали бы сегодняшние газеты.
Такой текст трудно представить в сегодняшних реалиях, ибо трудящихся осталось кот наплакал, а понятия внеочередных выборов в то время не существовало – тогда и очередные-то воспринимались обременительной повинностью и уж точно не становились предметом широкого обсуждения.
С другой стороны, очень похожа предрешенность итогов советских и нынешних армянских выборов. А "воодушевления" и "гордости" особо не наблюдалось ни тогда, ни сейчас, и если у кого было такое эмоциональное состояние, то оно должно было пошатнуться после слов Сасуна Микаеляна.
Председатель правления партии "Гражданский договор" выдал нечто ошеломительное: "Мы одержали победу в карабахской войне, но я не побоюсь сказать – победа, которую одержали в нашей стране вы – армянский народ, важнее, чем карабахская освободительная война, поскольку та победа была завоевана храбрыми сынами армянского народа, и народ должен был почувствовать результаты этой победы, но прежние власти не допустили, наш народ не представил цену нашей победы, не понял, за что пали люди".
Столь пространная цитата приведена во избежание обвинений в том, что слова Микаеляна выдернуты из контекста. Но вообще невозможно представить, что слова эти были произнесены на армянской земле, да еще человеком, который внес свой вклад в карабахскую победу.
Разумеется, возникает вопрос – что это было? И на него может быть несколько ответов.
Быть может, Сасун Микаелян, не бравший уроков ораторского искусства, не корифей актерской речи, да еще в пафосе агиткампании, просто хотел лишний раз ущипнуть "бывших", обвинив их еще и в том, что народ не почувствовал на себе результаты собственного героизма.
Не знаю, как результаты, но армянский народ отлично знает смысл и значение своей победы, и никаким властям – ни бывшим, ни нынешним, ни будущим этого понимания не отнять.
Именно поэтому люди массово отказываются воспринимать сказанное Микаеляном, вновь и вновь поражаясь, как могло родиться в устах участника войны предложение: "Мы одержали победу в карабахской войне, но, я не побоюсь сказать – победа, которую одержали в нашей стране вы – армянский народ, важнее, чем карабахская освободительная война".
Даже если это всего лишь попытка уязвить "бывших", то желательно выбирать для уязвлений менее чувствительные темы. Темы, которые не обладают невероятной многозначностью и многосмысленностью, которые каждый из нас не воспринимает через личную призму – неважно, прошел ли он через саму войну, или нет.
Есть масса иных поводов "досадить "бывшим", тем более, что последние сами неустанно создавали эти поводы. Есть надежда, что в политруководстве "Гражданского договора" состоится разговор, и Сасун Микаелян сегодня-завтра объяснит всем, что он имел в виду.
Есть, конечно, вероятность, что никаких разъяснений не последует. Тогда не остается ничего другого, как посчитать, что слова эти сказаны спланированно, специально – этакий вброс нужного лозунга, заранее составленного словосочетания, обрамленного контекстом. Но слова сказаны, семена посеяны – это сейчас пока семян недостаточно, но с каждым новым таким посевом будет приближаться пора страшного урожая.