Амнистии в Армении больше всего ждут осужденные граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказала руководитель группы общественных наблюдателей, проводящей мониторинг в уголовно-исполнительных учреждениях Минюста Армении, Асмик Арутюнян, комментируя информацию о возможном объявлении амнистии в республике.
6 сентября в парламенте, отвечая на вопросы депутатов, замминистра юстиции Артур Ованнисян заявил, что решение вопроса об амнистии в Армении до последнего момента будет держаться втайне от общественности. При этом, он отметил заинтересованность ведомства в этом вопросе, поскольку подобная мера позволит разгрузить переполненные тюрьмы.
"В министерстве состоялись обсуждения по этому вопросу. Говорилось, что на данном этапе вопрос является конфиденциальным", — сказала Арутюнян.
По ее мнению, амнистия не должна рассматриваться как средство решения многочисленных проблем, накопившихся в уголовно-исполнительной системе, поскольку есть другие инструменты и механизмы, позволяющие их решить.
Арутюнян отметила, что жалобы в основном касаются случаев частого применения ареста в ходе досудебного производства. Кроме того, в полной мере не используется практика досрочного освобождения или освобождения в связи с болезнями, несовместимыми с нахождением в УИУ.
"Если закон будет работать, таких случаев просто не будет", — уверена юрист.
Больше двух месяцев назад, 20 июня, наблюдательская группа направила министру юстиции Армении Артаку Зейналяну предложения для ликвидации ряда негативных явлений в тюрьмах, но видимых результатов пока нет.
"Мы будем следить за реализацией наших предложений. Но пока я не могу говорить о заметных переменах, поскольку решение проблем потребует много времени и ресурсов", — пояснила Арутюнян.
В письме министру группа наблюдателей отметила, что проблема взаимоотношений, криминальная субкультура и негласные правила в тюрьмах не только влияют на общее морально-психологическое состояние заключенных, но и создают серьезные препятствия для выявления случаев жестокого обращения, пыток заключенных и коррупции.
В числе прочих инициатив, наблюдатели предложили отделить закоренелых преступников, которые стремятся жить только "по понятиям", от заключенных, которые не разделяют подобных взглядов и не считают себя частью криминального мира.
Что касается проблемы вовлеченности некоторых сотрудников УИУ в разного рода преступления, то, как отметила Арутюнян, за последние месяцы были выявлены случаи злоупотреблений. Это, по ее мнению, свидетельствует о том, что ситуация в тюремной системе изменилась.
В результате проведения служебных расследований в первом полугодии 2018 года, 47 сотрудников уголовно-исполнительных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности, 10 – уволены с работы, в отношении еще 5 возбуждены уголовные дела. Она отметила, что до "бархатной революции" случаев привлечения сотрудников УИУ к ответственности было гораздо меньше.
"Думаю, это может быть обусловлено изменением ситуации", — сказала Арутюнян.
Кроме того, теперь многие осужденные надеются, что перемены коснутся и их: в частности, будут решены спорные вопросы, связанные с их уголовными делами.