Что вообще думает по этому поводу Россия и другие сопредседатели тоже? Если сопредседатели думают, что участие Арцаха будет целесообразно, то они могут каким-то образом способствовать изменению формата.
Хотя, по большому счету, трио сопредседателей по сути уже внесло предложение о том, чтобы Арцах стал стороной переговоров. Если сопредседатели привержены своему предложению о внедрении механизмов соблюдения перемирия, то значит, они сделали предложение об участии Арцаха.
Внедрение механизмов мониторинга – это своеобразная демаркация. Именно поэтому Баку не соглашается с размещением мехнизмов – потому что это означало бы признание границ Арцаха. И, предлагая механизмы под международную ответственность, сопредседатели, фактически, продвигают вопрос признания границ Арцаха и вовлечения его в переговоры.
Армянский премьер Никол Пашинян 9 мая в Степанакерте только зафиксировал эту повестку.
Его заявление о необходимости участия Арцаха вызвало странную реакцию в России. 1 июня на брифинге в МИД замначальника пресс-службы довольно неуважительно отозвался о предложении Никола Пашиняна, отвечая на вопрос азербайджанского журналиста. Потом МИД откорректировал заявление, направив стрелки на журналиста. Но вчерашние заявления Лаврова свидетельствуют, что оценки в Армении о том, что армяно-российские отношения испортились, и позиция Москвы изменилась, были преждевременными.Хотя очевидно, что Армении следует использовать капитал Бархатной революции, чтобы выйти на концепитуально новые позиции по Арцахской проблеме.
С тактической точки зрения было верным вчерашнее заявление Никола Пашиняна в парламенте о том, что если Азербайджан готовится к войне, то паритетные призывы к миру неадекватны, потому что это будет означать, что Армению готовят к поражению. А такие призывы звучат из уст различных международных организаций, в том числе, от сопредседателей. Прежние власти Армении также заявляли, что паритет только развязывает руки Азербайджану.Заявление Никола Пашиняна звучит в преддверие визита в регион сопредседателей. Вовсе не обязательно, что данная позиция неприемлема для сопредседателей, наоборот, они могут даже «провоцировать» Ереван на подобный концептуальный пересмотр, чтобы выбраться из тупика и сообщить статус-кво новое содержание. Сейчас это зависит от Армении, которая получила как внутреннюю, так и внешнюю легитимность для активности.