Боестолкновения за неофициальную столицу «Исламского государства» (запрещена в РФ) — Ракку — продолжаются. Коалиционные войска ровняют город с землей, превращая его в кровавое месиво. В то же время сирийские военные и проиранские силы с потерями медленно, но верно наступают на провинцию Дейр эз-Зор. Такое положение дел устраивает далеко не всех. США и Израиль опасаются усиления позиций Ирана в регионе и готовы к ответным действиям.

О том, почему Тель-Авив хочет пробить Иран через Сирию, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Перекройка Ближнего Востока

Политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев в комментарии ФАН пояснил: Израиль всячески старается стать субъектом в принятии решений по сирийскому кризису и политическому будущему региона. И если недавно израильская сторона только критиковала решение Москвы и Вашингтона о перемирии на юге Сирии, поскольку, по их мнению, оно не препятствует закреплению сил Ирана в регионе, то теперь градус заявлений заметно вырос.

Что останется от Сирии, если Иран получит контроль над Дейр эз-Зором?
Что останется от Сирии, если Иран получит контроль над Дейр эз-Зором?

Официальные представители Израиля заявляют, что готовы применить оружие и даже считают неизбежным военное столкновение с Ираном. Такими резкими заявлениями Израиль старается повысить свою субъектность, чтобы к этой стране не относились как к должному, как к той стороне, которая слепо примет любые решения Москвы и Вашингтона. Израиль считает, что усиление Ирана в регионе способно изменить весь Ближний Восток, — и в этих словах есть доля правды. 

«Отмена перемирия в трех южных провинциях Сирии или его пересмотр Россией и США уже невозможен, так как этот опыт признан успешным. Режим прекращения огня в сирийских провинциях Сувейда, Даръа и Кунейтра работает. Об этом свидетельствуют журналисты, работающие в тех местах, где еще недавно шли столкновения правительственных войск, сирийской вооруженной оппозиции и боевиков. Официальному Дамаску приходилось держать в регионе свои элитные подразделения, которые готовы были бы отбивать возможную интервенцию со стороны израильской армии. Теперь этой опасности нет, так как агрессия Израиля в регионе будет вести к ухудшению отношений с Москвой и Вашингтоном, а Израиль на такое просто-напросто не пойдет, хотя и способен огрызнуться», — уверен Евгений Валяев.

Мнимые уступки

По мнению эксперта, Москва и Вашингтон уже собираются принять решение о втором перемирии в Сирии, расширив число регионов, которые попадут в программу о прекращении огня. Вашингтон, на первый взгляд, идет на многие уступки Москве. Сначала в Штатах заявили, что настроены к Асаду уже не так радикально. Теперь Трамп принял решение о прекращении программы ЦРУ, которая действовала с 2013 года, по вооружению и военной подготовке антиправительственной оппозиции в Сирии.

Сирия — поле боя: как Израиль может развязать войну с Ираном
Сирия — поле боя: как Израиль может развязать войну с ИраномDaniel Leal-Olivas / ZUMAPRESS.com

«Настроенные против Трампа американские политические комментаторы уже заявляют, что подобные уступки указывают на то, что Путин вчистую переиграл Трампа в Сирии, так как все принятые решения выгодны скорее Москве и Дамаску, а не Вашингтону, сирийской оппозиции и американскому союзнику Израилю. Но не все так просто, ведь американцы не сдают позиции, а даже активно закрепляют свое присутствие в Сирии, против которого выступает официальный Дамаск. Американцы создают военную инфраструктуру на северо-востоке Сирии, создают базу в Табке, стараются взять под свой контроль важные объекты по нефтегазовой добыче. А после несанкционированной публикации турецкими СМИ данных о расположении баз США в Сирии можно увидеть, что американское военное присутствие в Сирии весьма и весьма велико», — добавил Валяев.

Сдерживая войну

Эксперт отметил, что с течением времени становится все очевидней миротворческая роль Москвы, которая сдерживает силы, готовые начать друг против друга открытую войну. Американские базы расположись, а теперь и закрепляются не только для того, чтобы покончить с «Исламским государством»* или расчленить Сирию просто ради геополитической забавы. Важной целью американцев в регионе является противостояние Ирану. Если бы в Сирии не было российского военного присутствия в лице ВКС РФ, то США и Израиль давно бы нашли повод нанести удар по иранским войскам. Именно ВКС РФ являются гарантом мира в Сирии. Россия не позволяют начать на Ближнем Востоке глобальную войну всех против всех. 

«Город Дейр эз-Зор и вся одноименная провинция является для Дамаска и армии Асада на сегодняшний день самой важной целью со времен взятия Алеппо и Пальмиры. Американская коалиция почти освободила Ракку, боевики ИГИЛ* выбиты из Мосула. Раньше целей в Сирии было много, теперь таких важных трофеев как Дейр эз-Зор уже нет. За него и за его углеводородные месторождения развертывается активная борьба многих участников сирийского конфликта. Без этого региона Асаду невозможно будет восстанавливать страну, которая при слабом Дамаске со временем будет попросту поделена на анклавы», — рассказал Валяев.

Сирия — поле боя: как Израиль может развязать войну с Ираном
Сирия — поле боя: как Израиль может развязать войну с ИраномФедеральное агентство новостей

По мнению эксперта, таким игрокам как США и Ирану нет особого дела до самих углеводородных месторождений Дейр-эз-Зора, для них первичнее обладать этим важным регионом, в первую очередь, из-за его транзитных характеристик. Американцы стремятся выстроить с помощью этой провинции антииранский щит. Иран же стремится закрепиться тут ради выстраивания моста с шиитским Ливаном. Если контролировать месторождения вокруг Дейр эз-Зора будут иранцы, они их не отдадут. Ирану важнее выстраивать шиитскую ось, чем будущее единой и неделимой Сирии, где большинство населения является суннитским.

«Положение России в регионе уникально, так как это единственная страна, у которой имеются отношения со всеми участниками сирийского кризиса. Москва обладает средствами влияния на многие стороны конфликта, и что важно, направляет их на активизацию процесса урегулирования кризиса. Россия ведет диалог с США, которые вместе с курдами контролируют северо-восток Сирии. У России сложились рабочие отношения с Турцией, которая представлена на северо-западе Сирии. Израиль и Иордания активны на юго-западе страны — и Россия контактирует с этими странами. Иран активен в южных провинциях Сирии — и Москва активно общается с Тегераном. Но склеить этот регион так, чтобы все остались довольны, практически невозможно», — пояснил Валяев.

По мнению эксперта, Москва медленными шагами идет к прекращению боевых действий. Россия при этом повышает политический и военный статус Дамаска, так как видит в этом единственный путь к миру — сильный Дамаск способен остановить раздел Сирии. Ведь очевидно, что развал страны только усложнит и усугубит ситуацию на Ближнем Востоке.

* Организация запрещена на территории РФ.

Автор: Алексей Громов
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.