
«Наконец-то немецкий парламент заявил о признании геноцида, после многих лет молчания. Были ли у текста недостатки? Конечно. И всё-таки голосование стало важнейшим моментом, обозначающим начало нового периода.
Совпадение это или нет, но Бундестаг собрался на голосование 2 июня, в тот самый день, когда в 1921 г открылся суд над Согомоном Тейлеряном, убийцей Талаата-паши.
Поприветствовав многих почётных гостей, в том числе посла Армении и представителей Турции, председатель Бундестага Норберт Ламмерт открыл обсуждение категорическим заявлением: парламент – не комиссия историков и тем более не суд. В то же время, заявил Ламмерт, парламент не будет избегать неудобных тем, в том числе темы геноцида, в котором виноваты и немцы - союзники Османской империи.
«Мы немцы, знаем по опыту тёмных страниц своей истории, может быть, больше других, что обращение к историческим событиям может быть очень болезненным. Немцы стали примером самокритичного и честного отношения к истории, поступившими так вместо того, чтобы осложнять отношения с другими странами», - подчеркнул Ламмерт.
Он заявил о чётком разграничении вины младотурок за преступления прошлого и ответственностью сегодняшнего турецкого правительства за формирование будущего.
В ответ на акции протеста и угрозы смерти от ряда турецких организаций в адрес депутатов Бундестага турецкого происхождения, Ламмерт заявил, что такие угрозы, направленные против выражения свободного мнения части Бундестага, неприемлемы.
Один за другим, депутаты в своих выступлениях заявляли, что не намерены сажать Турцию на скамью подсудимых, и что эта резолюция – не обвинительный приговор. Но Бундестаг делает свои выводы и не позволит запугать себя.
Глава партии «Зелёные» и главный инициатор резолюции, депутат Джем Эздемир, подчеркнул, что немцы не хотят давать никому уроки морали, но считают важным встать лицом к лицу с собственной историей.
Он процитировал печально известное заявление германского канцлера Бетманн-Хольвега, заявившего: «Наша единственная цель-удержать Турцию на нашей стороне до конца войны. Уничтожат ли при этом армян, неважно».
Чтобы подчеркнуть, что Германия знала о масштабах злодеяний, Эздемир процитировал графа фон Люттихау, церковного представителя немецкого посольства в Константинополе.
«В восточных провинциях, то есть кроме Константинополя и Смирны и других областей на западе Турции, 80-90% всего населения и 98% мужского населения больше нет. Что касается духовенства, оно было практически уничтожено».
Эздемир подчеркнул, что если Германия была сообщницей этих преступлений ранее, это не значит, что она должна становиться сообщницей отрицателей сейчас.
Выступавшие подчеркнули опыт Германии в признании Холокоста и достижении примирения с Израилем.
Практически все выступавшие отметили, что без признания прошлого, нет перспектив для примирения. Было отмечено, что военное время, в которое было совершено преступление – не оправдание. Точно так же на это нельзя списать преступления в сегодняшней Сирии.
Президент Турции Эрдоган сильнее всего обрушился на немецких депутатов турецкого происхождения, назвав их подельниками Курдской рабочей партии. В своём выступлении в Стамбуле он, по-видимому, имея ввиду Джема Эздемира, но не называя его имени подчеркнул: «А вот и новый самонадеянный умник что-то приготовил и предложил немецкому парламенту. Некоторые говорят, что он турок. Да какой он турок. Его кровь нужно проверить в лаборатории».
Министр юстиции Турции Бекир Боздаг написал в Twitter о таких парламентариях: «Люди, воспитанные на таком негодном материнском молоке, с такой нездоровой кровью, никогда не могут представлять турецкую нацию».
А мэр Анкары Мелих Гекчек выставил плакат с 11 лицами. Плакат распространялся в интернете, а пользователи призывали напасть на этих депутатов.
Немецкие парламентарии-турки воспринимают угрозы серьёзно. Озджан Мутлу из фракции «Зелёные» заявил телезрителям 5 июня, что опасается за свою жизнь. Опасность в том, что найдутся сумасшедшие, которые сочтут эти заявления указаниями сверху. Так убили в Турции очень многих, заявил он.
Что касается Джема Эздемира – виновника всех бед в глазах Эрдогана, он, по слухам, провёл консультации с органами безопасности Германии, и теперь его резиденция находится под усиленным наблюдением.
Правый экстремизм – неуникален в Германии. Он, к сожалению, существует и в Турции, и среди немецких турок.
Тем не менее, он заявил, что не боится преследований или убийства по политическим мотивам.
Остаётся надеяться, что риторика Анкары не станет причиной насилия, и что немецкие политики – такие, как Мутлу, Эздеир и другие, какими бы ни были их национальные корни, сохранят право на свободу слова.
А что до будущего турецко-немецких отношений, которые часто изображают как дуэт Меркель-Эрдоган? Учитывая личность Эрдогана, возможно всё. Он может пойти за своим нарциссизмом и поставить под угрозу отношения своей страны с Германией и Евросоюзом. Или же он поймёт, что Турция нуждается в Германии также, как и Германия – в Турции. Эрдоган должен понимать, что без партнёрства с Германией экономика его страны рухнет, иностранные инвестиции и торговля обвалятся (не говоря о туризме). А вслед за этим снизится его политическая поддержка и угаснут амбиции на пожизненное президентство.
Хотя для авторитарного человека трудно это признать, но он не может существовать в политике автономно.
Он может прожить без Ангелы Меркель, но на 100% ясно, что ему не прожить без Германии».
Cсылка оригинала: http://novostink.ru/mir/161013-armenian-mirror-spectator-erdogan-dolzhen-ponyat-emu-ne-prozhit-bez-germanii.html
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать


