Давно известно, что западные страны, в первую очередь, США и Великобритания, активно используют свои ресурсы для того, чтобы формировать в ближневосточных странах лояльные им политические режимы. Причем в ход идет целый спектр инструментов, многие из которых сложно назвать легитимными.
После того, как Вашингтон и его европейские сателлиты «принесли демократию» в Ирак и Ливию, объектом их пристального внимания стала Сирийская Арабская Республика (САР), президент которой Башар Асад оказался весьма тверд в своем намерении строить политическую жизнь в государстве, исходя из интересов собственного народа, и не поддавался на требования других стран региона.
Как развивались события в Сирии в 2000–2010-е гг.
Напомним, еще в 2000-м году ближайший союзник США Катар предложил своим соседям в регионе протянуть газопровод длиной 1,5 тыс. км (и стоимостью 10 млрд долларов), который должен был пройти через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и Турцию.
Однако на пути вожделенного трубопровода встала Сирия. Предложение Катара долгое время находилось на стадии обсуждений, но в 2011 году началась реализация совсем другого проекта: 27 июня 2011 года Тегеран, Багдад и Дамаск подписали соглашение о строительстве газопровода для транспортировки иранского газа в Ирак, Сирию, Ливан и в страны Западной Европы.
Разумеется, такое развитие событий категорически не устроило ни Катар, ни Саудовскую Аравию, ни Турцию, ни их заокеанских и европейских партнеров.
И по странному совпадению именно в 2011 году в Сирии начались активные протесты «арабской весны», явно инспирированные извне.
В дальнейшие годы Запад продолжался активно взращивать политическую нестабильность в сирийском обществе, по сути породив гражданскую войну, а заодно и создав благоприятные условия для международных террористических группировок, которые смогли захватить большие территории в Сирии.
Только операция российских ВКС в Сирии, начатая по просьбе легитимного правительства Башара Асада 30 сентября 2015 года, сумела переломить ситуацию в стране и значительно отбросить террористов ИГИЛ* и «Джебхат ан-Нусры»* с занятых ими позиций.
27 февраля 2016 года в САР вступил в действие режим прекращения огня, а 15 марта по указанию Верховного главнокомандующего РФ Владимира Путина начался вывод основной части российской военной группировки из Сирии, после чего главной задачей международного сообщества должна была стать организация мирного процесса в САР, в том числе под эгидой российского Центра по примирению сторон.
Двойные стандарты и тайные замыслы Запада
Однако Запад, на словах декларируя готовность к сотрудничеству и налаживанию мирного процесса, по факту продолжает вскармливать сирийскую «умеренную оппозицию», которая по факту зачастую оказывается сборищем вооруженных головорезов, готовых убивать как военнослужащих армии Асада, так и прочих сирийцев, которые встанут на их пути к власти.
Причем оказывается, что всестороннюю помощь сирийским оппозиционным группировкам оказывают не только американские советники, но и представители Великобритании. При этом в Лондоне предпочитают скромно умалчивать о своей роли, хотя об этом красноречиво свидетельствуют факты, то и дело просачивающиеся в прессу.
Так, в начале мая 2016 года на страницах влиятельного британского издания The Guardian был опубликован материал, раскрывающий истинные намерения Лондона в отношении Сирии.
Статья носит название: «Как Великобритания финансирует „пропагандистскую войну“ против ИГИЛ в Сирии», однако по факту вскрывает гораздо более сложную проблему — секретную помощь, которую Британия оказывает сирийской оппозиции, в частности, организуя работу ее пресс-центра и формируя (на деньги британских налогоплательщиков) положительный образ борцов с режимом Асада.
Речь в материале The Guardian идет о том, что «информационная война» против ИГИЛ направлена не столько на борьбу с привлекательностью «халифата» в глазах радикальных исламистов по всему миру (в том числе, и в Европе), сколько на «рекламу» оппозиционных сирийских группировок.
После того, как Лондону не удалось в 2013 году продавить начало военной операции в Сирии, британцы решили направить свои усилия на то, чтобы оказать влияние на исход сирийского конфликта информационным воздействием.
Журналисты The Guardian сообщают, что правительство Великобритании через созданный им «Фонд конфликтов и стабильности» тратит 2,4 млн фунтов на «сотрудников», находящихся в Стамбуле и организующих оттуда «пиар-кампанию» для «умеренной оппозиции».
Специалисты, нанятые министерством иностранных дел Великобритании, но контролируемые при этом министерством обороны страны, готовят видео- и фотоматериалы, военные доклады, радиопрограммы, печатную продукцию и курируют публикации в социальных сетях. Все эти материалы распространяются в арабском медиапространстве от имени боевых группировок, без какого-либо упоминания роли британских экспертов.
В ноябре 2014 года соответствующий контракт получила компания «Инновационные коммуникации и стратегии» (ИнКоСтрат), созданная офицером запаса британской армии. Она осуществляет медиа- и коммуникационную поддержку «умеренной сирийской оппозиции».
Большинство материалов, подготовленных нанятыми пиарщиками, являются ежедневной военной пропагандой, направленной на сирийскую гражданскую и военную аудитории.
Речь идет о бюллетенях успешных военных действий, а также о свидетельствах гуманитарной деятельности боевиков. В частности, снимаются видеоролики, на которых «умеренные террористы» раздают еду мирным жителям.
Более того, пиар-кампания служит и более серьезным, военным целям. Например, снятое и распространенное в соцсетях видео запуска ракеты ПЗРК, подбивающей вертолёт правительственных сил, должно убедить общественность в том, что данная группировка хорошо вооружена и эффективно воюет против войск Асада.
Показательно, что коллектив авторов материала в британском издании предостерегает собственное правительство от такой политики, подчеркивая, что решение об оказании поддержки оппозиционным группировки может иметь весьма угрожающие последствия для Лондона, ведь многие из них «стали слишком экстремистскими за время 5-летней гражданской войны».
В качестве подтверждения этих слов британских журналистов можно вспомнить, например, о вызвавших широкий резонанс словах Мохаммеда Аллуша (Mohammad Alloush), одного из лидеров сформированного в Саудовской Аравии «Высшего комитета по переговорам» (ВКП), который является представителем радикальной группировки «Джейш аль-Ислам».
Отметим, что он является двоюродным братом главаря «Джейш аль-Ислама» Захрана Аллуша, который, по данным СМИ, был уничтожен ударом российских ВКС в декабре 2015 года.
В одном из своих интервью агентству France-Presse весной 2016 года Мохаммед Аллуш, не стесняясь, заявил о том, что «переходный период должен начинаться с падения или смерти Башара Асада». До этого, в феврале 2016 года, в интервью The Wall Street Journal он заявил, что между его группировкой и русскими «кровная вражда».
Что уж говорить о рядовых исламистах из числа оппозиционных группировок, если высокопоставленный «переговорщик» позволяет себе во всеуслышание делать такие заявления?
Однако, по-видимому, подобная радикальность не смущает британский истеблишмент, который готов тратить деньги на формирование красивой картинки «идейных борцов с кровавым режимом Асада».
Кроме того, когда 26 апреля Москва предложила внести группировки «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» в санкционный список Совбеза ООН, настаивая на их террористической сущности и тесных связях с ИГИЛ и «Аль-Каидой»*, Великобритания, США, Франция и Украина заблокировали эту инициативу России.
Агентство РИА Новости приводило слова британского дипломата, утверждавшего что включение «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» в санкционный список Совета Безопасности ООН будет «контрпродуктивно для дальнейшего политического процесса в Сирии».
Получается, что Лондон твердо заинтересован в информационной поддержке исламистских группировок в Сирии и намерен продолжать свою программу, на которую тратит миллионы фунтов.
Остается лишь напомнить западным политикам, что вскармливание террористов рано или поздно приводит к тому, что вчерашние «птенцы Запада» выходят из подчинения и обращают свое оружие против вчерашних благодетелей.