Во всей этой истории со случившимся сначала «системным сбоем», а потом все-таки удачным первым пуском «Союза – 2.1а» с тремя спутниками на борту с космодрома «Восточный» действительно очень много символизма.
И дело тут вовсе не в наблюдавших за стартом и специально прибывших на космодром, президенте Российской Федерации Владимире Путине и других представителях высшего руководства страны.
Символична тут, прежде всего, история самого проекта.
Техническое и эскизное проектирование космодрома было начато совсем по историческим меркам недавно, в 2011 году. Непосредственно же к самому строительству приступили еще позже, в 2012. Уже в 2015 году аппаратура космодрома в рабочем режиме принимала первую телеметрию МКС. Ну, а к марту текущего 2016 года на «Восточном» уже был построен и испытан первый стартовый комплекс для ракет легкого и среднего классов типа «Союз-2».
И, вот, наконец первый официальный пуск.
И тут важно, что за всем этим стоит.
Стоит за всем этим построенный с нуля в дикой дальневосточной тайге и уже запущенный в эксплуатацию гигантский инженерно-промышленный комплекс со сложнейшей инфраструктурой, чудовищно трудоемкой системой коммуникаций, железно- и автодорожными развязками.
С выросшим в рекордные сроки посреди тайги целым городом-спутником Циолковский, наконец.
Тоже – с соответствующей инфраструктурой, в том числе и социальной: гарантированными рабочими местами, современным комфортабельным жильем, школами, детскими садами, больницами и поликлиниками.
Проектов такого масштаба страна не знала, наверное, со времен советской власти, и, вдруг в десятых годах двадцать первого века началось: строительство курортно-олимпийской инфраструктуры в Сочи, вытащившее локальный региональный курорт на мировой уровень. Владивосток и остров Русский. «Северный поток», сейчас собирающийся прирастать второй веткой. «Сила Сибири». Портовая инфраструктура на Балтике, в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке.
Циклопический проект автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив в свежеприобретенный Крым.
И, вот теперь, по факту, космодром, в результате строительства которого Россия получит гарантированную независимость в космической деятельности по всему спектру решаемых задач, от научных и коммерческих, до пилотируемых программ.
Любую из этих строек совсем еще недавно гарантированно объявили бы «стройкой века».
А сейчас – всё как будто бы так и надо.
И тут сразу поговорим об обратной стороне символизма.
То, что плановый пуск был неожиданно чуть не отменен и по итогу на сутки сдвинут из-за элементарного раздолбайства исполнителей, - тоже вполне себе символично. И в смысле спокойного, рабочего отношения к ошибкам. Но и репрессии в адрес, кто уже считал себя «героем-победителем», тоже лишними не кажутся.
Неслучайно следующий пуск с «Восточного» намечен только на следующий 2017 год: там еще пахать и пахать. Да и персонал учить и учить: первый пуск осуществлялся специалистами в основном с «Плесецкого» и «Куру». А тем, кто окончательно переедет в чистенькие квартиры нового города, там ещё тренироваться и тренироваться. Потому как уже через два года, в 2018, с «Восточного» запланированы шесть стартов, а к концу 2021-го там должен быть введен в эксплуатацию стартовый комплекс для ракет тяжелого и сверхтяжелого класса типа «Ангара» с пилотируемыми космическими кораблями.
И в этом-то как раз и глубинный символизм происходящего, вместе со всеми его победами и ошибками: мы сейчас еще не «победители». Мы ещё даже не «в середине пути», мы просто делаем первые шаги в своё будущее.
И на этом пути рановато как победно трубить, так и злорадно хохотать.