
Врач Ара Ерeцян – первым из более двух десятка армян, был занесен в список Праведников мира Яд Вашем в 1981 году. По разным оценкам он спас в Будапеште несколько сотен евреев от расправы венгерской фашистской партии “Скрещенные стрелы”.
Сам Ерецян примкнул к молодежному движению партии еще с 1930-х годов, однако с началом гонений на евреев, он покинул ее ряды. В 1944 году, в возрасте 26 лет Ара Ерецяна назначают командиром гражданской обороны в шестом квартале Будапешта. И здесь, вместе с известным венгерским психиатром еврейского происхождения Ференцем Вольгеши, под протекторатом Шведского посольства, они основывают клинику, основной целью которой являлось спасти как можно больше жизней. Все те, кого преследовала нацистская партия, находили здесь убежище как под видом пациентов, так и персонала клиники. Для этого Ерецян, используя свои связи с нацистами, изготавливал фальшивые документы для них.
Таким образом удалось спасти в общей сложности, жизни 440 евреев, 40 из которых были врачи. Подробные отчеты о работе клиники так впечатляли партию “Скрещенные стрелы”, что они редко приходили сюда с проверками, несмотря на сигналы о том, что Ерецян прячет евреев в госпитале. Клиника играла важную роль в жизни города, жители района получали бесплатную медицинскую помощь, а во время осады Будапешта Красной армией она превратилась в настоящий госпиталь. Нацисты восхищались патриотизмом Ерецяна, который оказывал медицинскую помощь венгерским солдатам и жителям города, оплачивая расходы клиники из собственного кармана.

Вольгеши и Ерецяну удалось собрать в клинике высококлассных специалистов. Интересно, что Ференца Вольгеши, который является видным исследователем гипноза,некоторые исследователи называют “главным гипнотизером” Гитлера и Гиммлера..
“Мотивацию Вольгеши понять легко – он просто хотел выжить. Ерецян же, видимо, хотел обеспечить себе защиту, в случае если коммунисты победят в войне, что было напрасно”, – пишет в своей книге “Истории выжившего” канадский врач Норберт Керени, который попал в госпиталь был спасен Ерецяном, имея в виду то, что после освобождения Будапешта в 1945-ом Ерецян провел под арестом советских спецслужб около полугода.
Тем не менее, мотивы у Ара Ерецяна могли быть и совсем иными. Он родился в 1918 году в Константинополе. Вскоре после его рождения семья Ерецян, спасаясь от погромов армян, переехала в Венгрию. Здесь Ара получил также и второе имя – Георгий. Провести параллели между событиями 30-летней давности в Османской империи и тем, что происходило на глазах Ерецияна в Европе, было несложно.

“Дни в осаде были полны событиями, постоянной активностью. В какой-то мере они могли сравниться с 40 днями Муса-Дага, описанными Францем Верфелем, когда небольшая группа армян оказывала сопротивление геноциду, организованного Турцией. Мы же, по своей сути, окзывали пассивное сопротивление поддельными документами и поддержкой госпиталя.”, – описывает дни, проведенные в госпитале во время осады Будапешта, Норберт Керени.
Однажды на улице 17-летний Норберт встретил одноклассника своего младшего брата, с которым они дружили в школе. Парень, облаченный в нацистскую военную форму, не подал руки своему другу детства. А позже сообщил командиру шестого квартала о том, что видел еврея, который вошел в госпиталь и попросил разрешения задержать его. Командир ответил, что он знает кто этот еврей, а если у юноши есть патриотические порывы, то ему нужно идти на фронт – воевать. “Это была определенно очень опасная ситуация, но наш командир Ара Ерeцян защитил меня” , – пишет Керени.
Госпиталь Ерецяна находился по адресу улица Zichi Jeno 1 . На его месте сегодня стоит жилое здание.

В 1958 году Ара Ерецян переехал в Вену. Здесь он прожил до самой смерти. Его сын – Ара Ерецян сегодня также живет в Вене.





