А гордиться собственными страданиями – глупость «Сорок процентов населения Армении являются бедными», – часто повторяют наши политические деятели, которые, кстати, являются людьми отнюдь не бедными. Это лучший вид популизма, который, должно быть, нравится бедным, или тем, кто себя таковым считает, якобы свидетельствующий о том, что о них есть кому позаботиться. Оппозиционные (не провластные) богачи по своим информационным каналам сплетничают о провластных богачах, что опять же, по всей видимости, удостаивается одобрения со стороны бедных. Ибо это доказывает закономерность той мысли не добившихся успеха в жизни людей (или, еще раз: тех людей, которые таковыми себя считают), согласно которой, виновниками их несостоятельности является государство, власть и самое главное – богачи.
Никто, естественно, не хочет быть бедным. Но у людей, получивших определенное воспитание, в подсознании сидит убежденность, что их бедность красноречиво говорит об их достоинствах: честности, неподкупности; что все богатые (во всяком случае, – в их стране) – воры и разбойники, что для того, чтобы разбогатеть нужно непременно совершить какое-то преступление. И когда эти люди, многие из которых, кстати, не входят в эти пресловутые 40 процентов, собираются вокруг, скажем, праздничного стола, то предметом обсуждения является прежде всего недовольство собственной жизнью, а затем – “их” роскошные автомобили, особняки и «кубометры» денег.
Проблема вовсе не в том, каким именно образом были эти деньги приобретены. Проблема, в данном случае, в том, что таким образом люди невольно оправдывают свою неудачливость и готовят почву для неудач новых. В основе лежит довольно старая мысль, которую использую всякого рода фундаменталисты. Специально подчеркну: не сторонники той или иной религии, а люди, которые намеренно искажают смысл религии и внушают людям мысль, что для того, чтобы в загробном мире они получили награду, им следует мучиться, страдать, быть бедными и не успешными при жизни. Коммунистические утопии также были рождены из этих ложных утверждений, отсюда и стремление к уравниловке индивидуальностей и доходов и официальная пропаганда аскетизма. Эта пропаганда, как вы помните, не имела ничего общего с реальной жизнью, и коммунистическая номенклатура вела отнюдь не умеренную жизнь.
Но в отдаленных уголках души нашего постсоветского человека все еще живет та ложная установка, согласно которой, бедность и страдания свидетельствуют о наших достоинствах. На Западе, естественно, также велась эта пропаганда, и известно, что протестантский фундаментализм образовался в Соединенных Штатах. Существует также католический и православный фундаментализм. А уж об исламском фундаментализме знают все. Но люди думающие в Европе всегда восставали против этих идей. Вот что пишет английский писатель Сомерсет Моэм: «Я знал, что страдание не украшает, оно портит человека. Под его влиянием люди становятся эгоцентричными, подлыми, мелочными, мнительными. Они позволяют мелочам поглотить их. Эти люди становятся ближе не к Богу, а к зверю.» Моэм написал это в книге «Подводя итоги» – после десятилетий наблюдений за лишениями и страданиями людей самых разных национальностей в разных частях света.
У меня абсолютно нет никакого желания проповедовать бесшабашную жизнь богачей. Совсем наоборот: если человеку дано много благ, то ему следует ограничивать себя. Но если дано мало, то он не должен представлять этот факт в качестве своего достоинства: в 20 веке другой англичанин Олдос Хаксли написал: «Бедность и страдание украшают лишь тогда, когда они избраны добровольно. Вынужденные бедность и страдание делают людей хуже.»
Что же касается религии, то скажу, что, во всяком случае, христианство, в моем понимании (остальные вольны думать, как им угодно), является верой любви, снисходительности и протягивания руки ближнему своему. Когда я начинаю завидовать, лгать, сплетничать о людях, которые успешнее меня, то я никакого вреда этим людям не наношу. Я лишь себе наношу вред.