В ночь на 1 августа текущего год, с разных направлений границу Республики Арцах пытались перейти сразу 4 диверсионно-разведывательные группы Азербайджана. И все (!) они попали в устроенную армянскими бойцами засаду. Элитные аскеры вооруженных сил Азербайджана, прошедшие подготовку в учебных лагерях Турции и Северного Кипра, оказались в беспомощном положении и расстреливались перекрестным огнем. Обескураженный Азербайджан вначале сообщил о 14 уничтоженных аскерах, примерно в два раза “сократив” свои потери, затем, ознакомившись с паническими записями закавказских турок в социальных сетях, решило “оживить” еще 6 своих трупов.
Начало этой истории было положено еще 18 июля, когда на границе Республики Арцах с Азербайджаном было частично ликвидирована вторгшаяся на территорию армянского государства азербайджанская разведывательная группа, состоящая из четырех аскеров. Пишу “частично”, так уничтожены были двое аскеров, остальные двое, хоть и были ранены, но остались в живых. Вскоре выяснилось, что из четырех неудачливых военных разведчиков Азербайджана трое являлись офицерами турецкой армии, а один – проводник – местным жителем. Отмечу, что повышенное внимание к этой группе (мало ли наши бойцы отстреливали азербайджанских диверсантов) привлек… министр обороны Азербайджана Закир Гасанов. Это по его приказу из Баку в Тертер вылетел вертолет для оказания помощи раненым. Мало того, что подобное внимание к раненым аскерам оказывалось впервые за двадцать лет со времени подписания Соглашения о прекращении огня – армянской стороне удалось выяснить, что на борту вертолета находились главный хирург и главный анестезиолог вооруженных сил Азербайджана. Стало понятно, что уничтоженные аскеры представляли собой что-то особо ценное, ибо даже для оказания помощи всяким капитанам и майорам, Баку никогда не отправлял вертолеты.
Все то, что произошло после этого, явилось результатом анализа и высокого профессионализма армянских военных разведчиков. Итог всей этой военной и психологической дуэли: 121 труп азербайджанской аскерни и… подчеркнуто-учтивое и даже подобострастное поведение Ильхама Алиева на саммите президентов Армении, России и Азербайджана в Сочи 10 августа.
Безусловно, военная разведка любой армии мира опирается не только на свой профессионализм, но и, в первую очередь, на воинскую выучку, мужество и героизм рядового солдата. С этой точки зрения армянским военным разведчикам, как известно, беспокоиться нечего.
Разведка – мозг любой армии, туда набираются наиболее интеллектуально развитые личности, умеющие анализировать, быстро принимать единственно правильные решения, способные выживать в самых сложных условиях и доставлять до командования добытые сведения. Военный разведчик должен в совершенстве владеть приемами рукопашного боя, навыками выживания в глубоком вражеском тылу, должен уметь делать все, что делают бойцы разных подразделений: он и снайпер, и танкист, и пулеметчик и сапер… Но все это является лишь видимой частью деятельности разведчика, ибо самая важная, невидимая для чужих глаз работа разведчика начинается тогда, когда они сидят в тиши кабинета, анализируя и решая поставленные перед армией задачи.
Восканапат несколько раз публиковал статью Ашота Хачатряна “Война умов”, в которой рассказывается о славной победе армянского Воина в Каринтаке. Признаюсь, мне эта статья очень нравится, и она, возможно, вновь появится на наших страницах. Нравится не только потому, что статья наглядно демонстрирует лучшие качества армянского Воина, она нам всем, да и врагу, хорошо известна. Статья подкупает ненавязчивой демонстрацией умственного и интеллектуального превосходства армянских разведчиков над разведкой врага. С одной стороны были наши разведчики, с другой - заместитель начальника Разведывательного управления Министерства обороны Азербайджанской республики Риад Ахмедов, о котором настоятельно советую прочитать.
Некоторое время назад была издана на русском и английском языках моя брошюра, в которой опубликованы некоторые документы, добытые нашей разведкой в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах. Я не буду рассказывать, как и каким образом эти документы, в том числе взятые со стола президента Азербайджана Аяза Муталибова оказались на столе политического и военного руководства армянских государств, отмечу лишь, что это стало возможным исключительно благодаря работе нашей разведки. Нетрудно представить, сколько армянских жизней спасла эта работа, особенно если учесть, что азербайджанская аскерня привыкла “праздновать” любой военный успех резней мирного населения.
Напомню еще об одной, незаслуженно полузабытой сегодня истории времен агрессии Азербайджана. 14 января 1993 года из азербайджанского военного аэропорта Далляр, находящегося в пока еще плененном Шамхорском районе армянской провинции Утик, взлетели два самолета, перед которыми была поставлена привычная для наемников задача: выпустить по столице Республики Арцах смертоносные бомбы и ракеты. Однако один из этих самолетов, сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения МиГ-25 ПД, кодовое название которого в НАТО было “Летающая лисица”… приземлился в Ереване.
Ведущим в этой паре самолетов был некий А. Плеша, известный в кругу купленных Азербайджаном летчиков-наемников как Васильич. Второму – ведомому – пилоту необходимо было обмануть Плешу и улететь в Ереван по заранее обговоренному воздушному коридору, что и было блестяще претворено. Введенный в заблуждение опытный наемник Плеша в своем докладе командованию даже утверждал, что его напарник “разбился в горах”. Однако “разбившийся” самолет, как Азербайджану стало известно спустя несколько дней, в полной безопасности прилетел в Ереван. У армянской военной авиации стало на один самолет больше, а имена армянских разведчиков, закулисных режиссеров и героев этой истории, к сожалению, пока еще рано называть. Такова доля разведчиков: о них и их подвигах часто даже самые близкие люди узнают спустя десятилетия.
Сегодня, поздравляя глаза, уши и интеллект Армянской Армии – наших военных разведчиков, мне хочется пожелать им сохранить и приумножить острое зрение, чуткий слух и высокий интеллект. Военными разведчиками очерчивается граница возможностей армянских государств. А они сегодня, мне это хорошо известно, выходят далеко за рамки государственных границ.