Латинское слово “propaganda” содержит в себе много негативных зарядов и сегодня пожалуй приравнивается к выражению “промывание мозгов”. “Серж плохой, а Левон хороший” или наоборот, “Путин – спаситель мира, а Обама – олицетворение зла” или наоборот, “разрушим Ереван” или “разрушим Баку”, “пейте Пепси, не пейте Колу” или наоборот – это примеры пропаганды. Каждый утверждает то, в чем заинтересована его команда, его государство, его экономическая группа.
В отличие от этой дефиниции, армянское слово “пропаганда”, пожалуй, воспринимается не столь негативно – здесь в основе лежит значение “агитация”, “проповедь”, которая может быть и очень светлой, начиная, конечно, с Нагорной проповеди. В наших церквях встречаются талантливые, искренние священники, слушать которых – не только одно удовольствие, но и мощнейший стимул для воспитания духовности – стать добрее и сильнее. Попадаются, конечно, и лицемеры, которые просто повторяют избитые и изношенные мысли. Словом, агитация может и не отображать интересы кланов и хотя бы теоретически быть направлена на укрепление духовного и физического здоровья человека.
Взять к примеру агитацию здорового образа жизни: “делайте по утрам зарядку, не курите, не ешьте свиной шашлык каждый день”. Теоретически, чуть ли не каждый житель Армении с этими советами согласен, но на практике, далеко не у всех получается – силы воли не хватает. Но существует и пропаганда нездорового образа жизни: “Да, разве с такими властям курить бросишь?” Или вариант поинтересней: “Коль олигархи целый день едят шашлык, то от чего же этим бедным людям его не есть?”
С пропагандой грамотности и знаний тоже все согласны. И здесь контрпропаганда (на лексическом уровне) не нужна: подавляющее большинство нашего НС и правительства представляют собой контрпропаганду грамотности. Большая часть фигурантов законодательной и исполнительной власти одним своим только внешним видом как бы говорят: “Не читайте книг, питайтесь исключительно шашлыками и кебабами и счастье вам будет обеспечено!”
По поводу пропаганды охраны окружающей среды теоретический консенсус достигнут также: “Гляди-ка, какие свиньи здесь пикник устроили! Но поскольку здесь и так свинарник, то и мы здесь мусор выбросим.”
Чрезвычайно деликатной темой является пропаганда патриотизма. Здесь спекуляции лицемеров достигают действительно впечатляющих масштабов. А контрпропаганда – известна. “Что это за страна, в которой вы живете? Бросайте все и уезжайте отсюда!”, – говорят те, кто уже уехал. И поскольку они – уехавшие, имеют “численное преимущество” над нами – оставшимися, то эта контрпропаганда работает.
И наконец, пропаганда безопасной езды. Насколько я понимаю, большая часть жителей Армении – ее кровные враги. Достаточно только написать: “Уважаемыe автолюбители и пешеходы, соблюдайте правила дорожного движения”, как сразу же с четырех сторон с большим энтузиазмом начнут приводить серьезные философские, политические и психологические доводы о том, почему эти правила непременно следует нарушать. Вспоминается известный афоризм Эжена Ионеско: “Лишь сказанное – важно, все остальное – пустые разговоры.”