“Корни прогибания”,

или Размышления азербайджанских писателей о комплексе мизерности

Недавно на азербайджанском ресурсе azerichild.info появились размышления молодых писателей и публицистов об армянах и даже о культивируемом в Азербайджане образе врага-армянина. В целом это вполне здравые размышления. И весьма  неожиданные... Получается, мы и не знали своих соседей, хоть и жили бок о бок. Предлагаем четыре фрагмента из этих размышлений. 

Мирмехти Агаоглу. Армянин внутри меня
Мои представления об армянах формировались в сопровождении известного слогана «кто не сядет, тот армянин».
Начались события на центральной площади. Миллионы людей приседали и вставали по этой команде. Как и у взрослых, у нас, у детей тоже был свой слоган: «где увидишь армянина, бей по голове ведром».
У нас был только один враг. Армянский враг. АзТВ пропагандировало это, в школе учили этому. Армянские дыга  – враги.
Мы росли внутри этой ненависти к армянам. Государственная система пропаганды преподносила нам армян, как надуманный народ, никогда не имевший государства, как паразитов, как дешевых проституток, паразитирующих на теле других стран. В литературе же находили подкрепление этим мыслям, «Кавказский визит» Александра Дюма , выражения Пушкина.

А выдача Бабека армянином Сахл ибн Сумбатом, было для нас неопровержимым доказательством того, что все армяне – коварные предатели (Бабек - Руководитель иранского национального восстания против Арабского халифата с центром в Северо-Западном Иране, в провинции Азербайджан (ныне Иранский Азербайджан, к Республике Азербайджан не имеет никакого отношения) захвативших некоторые области Ирана и Закавказья. Сахл ибн Сумбат - Примечательно, что азербайджанская историография, в лице Зии Буниатова, в порыве «обалбанивания» армянского исторического наследия, считает армянина-Смбата албанцем, но вопреки собственной теории, тем не менее, «предательство» Смбата-«албанца», которое, по сути, предательством не является, приписывается армянам).
Для меня армянин означал то же самое, что и свинья для мусульманина. Вступать с ним в какие-либо отношения представлялось недопустимым при любых обстоятельствах.
Росший в детстве под влиянием такого образа мышления, я никак не мог понять тех моих соотечественников, которые в России строили с совместный бизнес и даже дружили с армянами, которые преподносились нам как самый поганый народ. Я считал своих соотечественников изменниками.
Нас учили, что армяне – это маленький народ, что у них никогда не было своей страны, своей культуры. Но если и впрямь, армяне настолько (как нам говорили) маленький народ, народ-предатель и вор, то отчего и почему в каждой прочитанной мной книге я встречал столь много упоминаний слова «армянин»? Так, для статистики я специально подчеркивал во всех прочитанных книгах, встречающиеся слова «армянин, армяне». Вначале по простодушию, для самоутешения параллельно искал хоть одно упоминание про азербайджанцев, но каждый раз, вместо этого, все чаще и чаще (вместе с ростом количества прочитанных книг) встречал «армянин», а в книге, повествующей о древности и средних веках повстречал выражение «армянские коммерсанты». В другой книге, приходилось встречаться с абзацами, посвященными армянам. Подчеркнутых слов становилось все больше и больше, и вместе с этим уменьшалась моя злоба и ненависть к армянам.
Ну, ладно, допустим, они создали себе лживую, фальшивую историю. В таком случае, какая такая сила им помогла разместить эту лживую и фальшивую историю во всех источниках?
Хочешь знать правду? Последние 20-25 лет твои же историки и пропагандисты учили тебя лжи. Мало того, написанное армянами про себя, тоже порядком преувеличено. Поди, теперь разберись, где сказки, а где свет правды.
Каждый раз, видя на российских телеканалах армянских актеров, армянских ученых, армянских представителей в других сферах, хоть и злился, но задавал сам себе вопрос: Если они и впрямь такой малюсенький народ, с которым мы легко справимся, почему везде встречаем их? Почему мы не такие как они?
Так постепенно ненависть внутри меня трансформировалась в « комплекс мизерности».
И я начал злиться тому, что все это время был обманут.
Чисто ради интереса, я начал общаться в Mail.ru с армянскими девушками. Они говорили: «ваши парни грубые, невоспитанные, безнравственные, ругаются нецензурно, оскорбляют».
Я же старался вести себя культурно. Естественно, не ругался и не оскорблял. Говорил девушкам, что я другой, не похожий на них.
Иногда беседовали про войну. Пытались выяснять кто прав, кто виноват, забывая при этом, что решение конфликта должны найти президенты, а не мы. А когда осознавали эту маленькую истину, куда-то исчезал весь пафос и мы возвращались к нормальному разговору о простой жизни.
Эрик Хоффер говорил, что каждое массовое движение создает свой образ врага. Наше детство совпало с движением толпы на площади и с той поры, мы создали большого армянского врага, мы взращивали его, развивали, увеличивая и раздувая размеры. В итоге настолько раздули, что стали видеть не реальность, а то, что хотели видеть.
Каждый раз при случае, пользуясь интернетом измышлять что-то про армян, уничижать, принижать их – бессмысленно. Всегда найдутся те, кто скажет ерунда, это фальсификации.
Но каждый раз, узнав и познав, что из себя в реальности представляет наш враг, на что он способен, каждый раз придется испытать шок.


Фахреддин Гаджибейли. “Почему мы все время терпим поражение?”

 

Ни на кого не обижайтесь — только на СЕБЯ, бойкотируйте самих себя.

Никто не влюблен без памяти в черные брови и в черные глаза армян. Они достигли сегодняшнего дня спустя десятилетия упорной работы. Давайте признаем их нашими врагами, будем их ругать, проклинать, но справедливости ради признаем их право на все свои победы, ведь это достигнуто умом и дальновидностью.

В свое время армяне, оказавшись во Франции и получив там образование, там же и остались. Наши же деды в это время, скопив немного денег воровством или праведным путем, отправлялись в Мешхед, Кербалу, Мекку и, завоевав “титулы” “мешяди”, “кербалаи”, “хаджи” (почетные титулы мусульманина, совершившего паломничество в указанные города) и довольно поглаживая отращенные бороды, возвращались в свои деревни и всю оставшуюся жизнь пребывали в сладких грезах.

Им было побоку, что творится в мире, как говорится в народе, не вмешиваясь “ни в толстое, ни в тонкое”. Об этом говорит и психология наших поговорок “Жирно поесть и сладко поспать”, “Пусть весь мир рушится, лишь бы не сгорела моя порция сена” и т.д.

Вернувшись из “святого путешествия”, в краю своем они становились непререкаемыми авторитетами, и не дай Бог кто поперек скажет слово.

Наши “верующие” деды никогда не соглашались, чтобы их любимые дети, будучи среди гяуров, занимались “hарамными” делами, то есть образованием, наукой, ведь этим занимались христиане.

Своих детей они предпочитали отправлять в “беспорочную” моллахану, где они изучали “hалалные” “Коран”, “Гюлюстан”, “Бустан”. А молле так и говорили: “Лишь бы учился! Мясо тебе, кости мне, ай молла”. Вот так, в корне рушили всяческую тягу к знаниям и наукам, а дети вырастали преданными “федаи веры”.

Таким образом, корни нашего прогибания перед армянами лежат не в наших днях. А уходят вглубь. Мой дед был озабочен, куда спрятать меня, чтобы не отдавать в “ишколу”. А в это самое время деды Акопа, Вазгена думали, куда, в какое высшее учебное заведение отправить своих внуков, чтобы они получили качественное образование. Вот где фундамент нашего прогибания перед армянами.....

В то время как дед Акопа обучал своего внука наукам, мой дед обучал меня “науке”, как правильно совершать “сюннет намаз”, завлекая тем, что именно от этого зависит, сколько гурий будут ублажать меня в раю. А сам дед, как говорил Мирза Джалил, уходил слушать сказки дервиша, устраивать петушиные бои, душить собак и отдыхать в “hамаме”.

Вот такую “славную” жизнь проживали наши деды и такую же жизнь готовили нам, детям.

Так что же такого есть в этих проклятых нечестивых армянах, кушающих свинину? Ну и что, что рассеялись по всему миру, что они есть повсюду и их слово везде проходит? Ну и что, что в разных там Фирянгистанах — Мирянгистанах (Франции — Мранции) у них есть знакомые и им верят быстрее и легче?

До сих пор помню горькие строки Мирза Джалиля, когда он безуспешно пытался собрать средства на издание первого выпуска журнала на родном языке в Тифлисе.

“В то время (1906 г. журнал “Молла Насреддин”) в печатном управлении Тифлиса, в секторе тюркского языка было двое специалистов-цензоров и оба армяне”. Вот так вот, друзья. Мы в большинстве своем считали журналы и газеты делом ненужным и только единицы начинали понимать значимость печатного слова, а армяне уже с “ножницами” в руках цензурировали и руководили изданием наших же журналов. Как же так случилось? Неужели, растолкав мусульман, они насильно сели “во главе стола”? Конечно же, нет.

Армянские отцы не прятали своих детей в кучах кизяка, лишь бы не отдавать их в “ишколу”. Армянские отцы не делили науку и образование на “hарам” и “hалал”, они не объявляли научные дисциплины, возродившие весь мир и способствующие его прогрессу богохульническими, они не вбивали в головы своим детям под видом просвещения сеющие злобу и ненависть садомазохистские, надуманные истории. Они не разжижали детские головы и не превращали их в жалкие, несчастные создания.

Это не их просили и умоляли отдавать своих детей в школы, это не в их двери стучали и разъясняли значение и необходимость образования и науки. Они понимали это задолго до появления здесь русских. Теперь давайте скажем по совести, кто более достоин побед? Они или мы?

 

Шабнам Хейрулла.

“Выступите хуже армян — можете не возвращаться”

 

“В ближайшие месяцы в Турции состоится международный молодежный фестиваль, и моя подруга, студентка университета культуры и искусства, в составе азербайджанской делегации будет участвовать на этом молодежном празднике. На мой вопрос, как вы оцениваете свои шансы на победу, она ответила: “Говорят, и армяне будут участвовать на этом фестивале, поэтому нас не интересует победа, лишь бы выступить не хуже армян. Я больше ни о чем и не думаю. Да и учителя наши так нам и сказали: выступите хуже армян — можете не возвращаться”.

Да, отчего-то все наши завоеванные победы, удачи измеряются лишь одним мерилом — быть выше армянина. В каком бы то ни было турнире, чемпионате, мы радуемся от души победе наших спортсменов только в том случае, если соперником был армянин. Уверяю вас, победа нашего боксера где-нибудь в 1/8 финала над армянином радует нас гораздо больше, чем чемпионство другого нашего боксера, но добившегося золотой медали без армянских соперников. Победы такого рода знаменуются грандиозными, помпезными заголовками в средствах массовой информации: “Азербайджанец, поставивший на колени армянского спортсмена”, “Еще один армянин разбит в пух и прах”, “Армяне покинули площадку со слезами” и т.п.

Та же история была с нашей победой на “Евровидении”. Мы радовались больше тому, что армяне не прошли в финал, нежели победе наших участников. Другими словами, сама мысль о непопадании армян в финал делала нас более счастливыми, чем победа наших исполнителей над десятками других соперников.

Возвращаясь с каких-либо соревнований, наши кулинары и повара с нескрываемой гордостью говорят: “Приготовленное мною блюдо оказалось вкуснее армянской стряпни”. Музыканты, приезжая с гастролей и концертов, заявляют: “Я так красиво и безупречно выступил, что армяне после меня не рискнули выйти на сцену”.

После симпозиумов, научных конференций наши ученые, как правило, говорят лишь о том, какой страх нагнала их речь на армян. Даже наши официальные лица, представители высших государственных органов, приводя статистические данные и цифры, непременно сравнивают их с аналогичными показателями армян. И этот список можно продолжать долго.

Мы настолько пристрастились к желанию “быть выше армянина”, что у нас невольно складывается ощущение того, что мы как бы молимся на ум, силу, талант, способности, могущество армянина. Поскольку мы хотим видеть себя победителями сильнейшего и могущественнейшего в наших глазах соперника.

Одним словом, вся наша деятельность, вся наша жизнь посвящена одному критерию — быть выше армянина. Нет, это не “армянофобия”, как утверждают наши враги. На мой взгляд, это подсознательная попытка заполнить пустоту отсутствия настоящих побед над врагом.

И, по всей видимости, еще долго мы будем удовлетворять себя празднествами мнимых побед в связи с отсутствием настоящих побед в войне за Карабах.

 

Думы Шабнам.

“Их миссия — пробуждать нас, тюрков, ото сна”

 

Иногда, сбившись с толку, хочется сказать армянам “большое спасибо”...

Аллах дал всем народам, нациям в этом мире некую миссию, историческую задачу. И тогда начинаю перебирать и нахожу миссии, данные Господом почти всем народам. Кроме одного. Сколько бы я ни силилась, так и не нашла, какова же историческая миссия так называемого армянского племени (язык не поворачивается назвать нацией).

Воровство? Ложь? Варварство? Нет, эти особенности хоть и присущи этому племени и укоренились в их крови, едва ли можно сказать, что именно эти миссии поручил Аллах армянам....

Но тогда что? ...Кажется, я наконец нашла. Оказывается, эта миссия — пробуждать нас, тюрков, ото сна. Да-да... именно так.

Подготовила для газеты "Новое время" http://www.nv.am

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.