1.Обострение ситуации на границе между Нагорным Карабахом с Азербайджаном связано ли с переговорным процессом?
2. Азербайджан всегда обострял ситуацию в такие периоды (некая военная дипломатия), или же стрельба на границе интенсивность обычная?
3.Азербайджан подгоняет военную технику к линии соприкосновения. Можно ли ожидать возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта в период Олимпийских игр в Сочи? Например, события в Южной Осетии 2008 года происходили на фоне Олимпиады в Пекине.
Однозначно связывать изменение ситуации зоне конфликта со стагнацией в переговорном процессе не следует. Ситуация «ни войны – ни мира» увы предполагает наличие постоянной напряженности, постоянную угрозу как усиления конфронтации, так и большей стабилизации. Предвосхищая вопрос о том, кто виноват скажу: во-первых страны-Сопредседатели, которые не предприняли никаких серьезных шагов для перевода переговорного процесса в более конструктивное русло, для усиления контроля над ситуацией в зоне соприкосновения сил Сторон, и пресечения агрессивной риторики, периодически раздающейся из различных слоев обществ конфликтующих Сторон.
Во-вторых, определенный отпечаток накладывает ситуация слабость гражданского сектора, зависимость НПО от общественных настроений, боязнь получить ярлык пораженца или предателя, и как следствие, возникновение обстановки, при которой переговоры НПО становятся неформальным форумом переговоров официальных властей, а зачастую элитарной тусовкой.
В-третьих, Стороны слишком часто спекулировали ситуацией, чтобы вместо ставших привычными обвинений в неуступчивости и агрессивности, искать пути диалога и выхода из ситуации. Переходный период, период формирования новых политических элит и нового политического мышления на Южном Кавказе сильно затянулся, а в этой ситуации соблазн использовать советские идеологические стереотипы, например, о постоянном ковавных внешних и внутренних врагах(пресловутых грантоедах) особенно велик. Кажется, что с их помощью легко можно отмахнуться от неудобных тем: о коррупции, свободе печати, экономическом кризисе и т.д, контроле над превелегиями. Слой лиц заинтересованных в сохранении ситуации «ни мира – ни войны», а также в пролонгации переходного периода слишком широк и влиятелен для того, чтобы внешним и внутренним игрокам можно было быстро сломать его сопротивление.
В-третьих, замена одной общественной системы другой Маркс сравнил с агонией, смертельными муками, в которых рождается новое общество. Задача внешних сил сделать этот процесс более скоротечным и безболезненным для обществ Сторон и региона в целом.
К сожалению, агония в зоне конфликта часто выражается в периодических вспышках нестабильности в зоне конфликта.
Пример с агрессией Грузии в августе 2008г. весьма поучителен, даже вмешательство стран НАТО не спасло страну от жесткого возмездия. Под горячую руку российской армии попали даже военная техника и военнослужащие НАТО. Кадры новостных лент, на которых президент Грузии М.Саакашвили просил защиты от российской агрессии, жуя собственный галстук, население лихорадочно покидало Тбилиси, после того как российская авиация уничтожила радар на его окраине, или как грузинский лидеров убегал от российского штурмовика яркое тому подтверждение. А независимость Абхазии и Ю.Осетии, наконец, была признана на международном уровне.
Приезд в Сочи представительной делегации политических деятелей(около 60 глав государств) и спортсменов, напротив, требует усиления мер безопасности как в самой России, так и в зоне влияния в целом.
В прессе муссируются слухи, что инициатором дестабилизации в регионе может выступить Россия, дабы тем самым воспрепятствовать сближению отношений Запада и Ирана, на мой взгляд они абсурдны. Во-первых, взрывать ситуацию у своих границ, чтобы отпугнуть от сближения со страной находящейся в за тысячу километров от нее, глупо. Во-вторых, Россия сама способствовала налаживанию диалога Ирана с Западом, в том числе и по ядерной программе Тегерана. В-третьих, 2013г. стал годом триумфа российской дипломатии. А по сему она может использовать свой международный престиж и доверие более эффективно, без нелепых планов и шагов, которые ей пытаются предписать.(Представляете такое - вместо переговоров с Тегераном или Вашингтоном Москва слезно просит Ереван и Баку побузить, дабы помешать сближению Ирана и Запада... Тем более, что отношение между последними и без того отнюдь не безоблачные...)
Взгляд на ситуацию не должен быть односторонним, вполне возможно, что мировые игроки устали от игр малых годусарств и постоянных изменений ситуации на Южном Кавказе, и следуя канонам старой доброй и не вполне забытой realpolitik пытаюся защитить свои интересы в регионе более действенными методами - более масштабным и активным присутствием.


