Мы живем в исторический период, когда разум и воля определяют выживание.
Ни для кого не секрет, что в течение последних лет определенными силами осуществляются планомерные попытки поссорить грузин и армян. Изобретаются соответствующие эмоциональные легенды, создается навязчивый фон в СМИ. Это нормально. Это геополитика. Для тех, кто видит Грузию транспортным коридором между двумя исламскими государствами – политика вполне естественная.
Печально, что на эту информационную уловку покупаются некоторые армянские публицисты. В сети появляются подробные и душещипательные статьи про Авлабар, печальную судьбу армян Джавахети, разрушенные церкви. Авторы пафосно подводят читателей к вопросу: «Кто ты для нас, христианская Грузия, союзник или нет?».
Тем не менее, я бы предложил отбросить эмоции и спокойно подумать, а что, собственно происходит. Авлабар. Красивейший район центрального Тбилиси. Однако сегодня красота этого уникального городского ландшафта состоит из ветхих иногда треснувших пополам домов. Многие здания просто опасны не только для тех, кто в них живет, но и для проходящих мимо. Безусловно, реконструкция района сильно изменит население Авлабара. Просто потому, что этот вопрос определяет инвестор-застройщик. Вопрос в другом. Я почему-то не вижу богатых армянских инвесторов, готовых вложиться в реконструкцию Авлабара. Неужели мэрия Тбилиси отказалась бы от денег? Учитывая тяжелейшую финансовую ситуацию Грузии, мизерный бюджет, ответ может быть только один – конечно, нет. Действительно печально, когда веками жившая в центральной части города община вынуждена перебираться на окраину, уступая место офисам и резиденциям. Но авлабарские армяне здесь не исключение. Сегодня в центре Москвы коренных москвичей, определявших культуру города – уже нет. Даже этнически пространство вокруг Кремля уже не только не московское, но и не русское. Больно? Обидно? Да. Но что сделать с лавиной исторических перемен, тем более, когда свои же богатые и влиятельные представители общины ничего не делают.
То же самое касается и разрушенных церквей. Я не верю, что грузинские власти откажут армянскому меценату, который захочет восстановить из руин памятники и церкви. Вопрос еще в том, насколько востребованы храмы? Толпятся ли люди на службах, подтверждая приверженность вере предков? И в этом случае молитва общины сильнее денег. Если она звучит.
Опасно и неприлично звучат попытки сравнить Джавахети с Нагорным Карабахом. Это оскорбляет память невинных жертв Арцаха. Это играет на руку тем, кто мечтает перессорить христианские народы Южного Кавказа. Это стыдно. Разбитые дороги и отсутствие современной инфраструктуры в регионе подаются как намеренное пренебрежение властей Грузии к армянскому анклаву. Но в этом случае стоит говорить и о таком же пренебрежении к жителям Гурии. Вы видели разрушенный стадион в Ланчхути? В Грузии ходит печальный анекдот: «российские самолеты, пролетая в 2008 над Гурией, не сбрасывали бомбы, потому что думали, что тут уже все разбомбили». Разбитые дороги Джавахети это не эксклюзив. Вопрос в инвестиционном развитии региона. Опять же вернемся к армянским бизнес-кругам. Развить переработку сельхозпродукции или создать другой бизнес, который позволит занять население, это вполне реальный шаг, который станет большим подспорьем для грузинских властей. Ну а возвращаясь к разбитым дорогам, хочется сказать, что в 500 километрах некоторые армянские подрядчики за миллиарды долларов строят золотые дороги к сочинской олимпиаде. Даже логистически не составило бы проблем отправить пару асфальтоукладчиков соотечественникам. При желании, разумеется.
Проблема изучения армянского языка действительно чувствительная. Но насколько видно из прессы, проблема заключается не только в позиции грузинских властей, но и в той волоките, которую устроили вокруг этого вопроса чиновники министерства образования в Ереване. Другое дело – требование вести документооборот на армянском языке. Здесь вопрос чисто психологического характера. Если бы не произошло отторжение Абхазии и Южной Осетии, то вопроса с документооборотом на родном для местного населения языке не вызвал бы такой аллергии. Однако нужно понимать, что в нынешней ситуации такое требование звучит как провокация. Нужно с пониманием относиться к таким моментам. Хотя на эмоциональном уровне это нелегко.
Что делать? В первую очередь нужно принять, что мы все (не только Грузия, Армения, Европа, Азия), живем не в мирное время. Сейчас не время капризов. Мы живем в исторический период, когда разум и воля определяют выживание. Умение найти компромисс. Нужно понять, что грузинское государство сегодня совсем небогато. Что инфраструктурные проекты будут идти очень трудно. Не нужно ждать бюджетных вливаний. Не только армянам Джавахети, но и грузинам Гурии и других регионов, удаленных от набережной Куры. Нужно понять, что дрязги и претензии между армянами и грузинами это колоссальный повод для радости тех, кто мечтает вытравить христианство на Кавказе. Каждая статья, каждый упрек – это изумительный подарок экстремистам, нео-османам и нефтяным деспотиям соседних стран.
Армяне Грузии должны понять свою историческую ответственность, проявить свои национальные черты – мудрость и терпение, показать приверженность территориальной целостности, морально-нравственным основам и традиции. Стать опорой для грузин, которые рано или поздно поймут, что, теряя Аджарию, имея проблемы на юго-востоке, они могут полностью доверять своим армянским согражданам.
Принцип «почувствуйте разницу», к большому сожалению, грузинам придется испытать совсем скоро. Туркизация аджарского побережья на западе, активизация и языковая изоляция азербайджано-турецких анклавов на востоке, угрозы с севера от выходящих из под российского контроля регионов, все это очень скоро станет общей повесткой для армянского и грузинского народов. И в этой ситуации пассивность и безответственность армянской диаспоры, конечно, огорчает. Нужно ломать эту ситуацию, отлаживая принципиально новый уровень интеграции. Нужно вложить деньги не только для себя любимых, но и для сохранения мира в регионе. При том, что эти деньги могут приносить прибыль. Удачной точкой отсчета должна стать инаугурация нового президента Грузии, который, я убежден, поддержит инвестиционные программы, работающие на развитие государства и занятость населения. Ну а тем, кому трудно остановиться в своей взаимной обвинительной риторике, хочется напомнить, что когда османы жгли и рушили христианские церкви, им было «по турецкому барабану» чьи они, армянские, грузинские, греческие или русские.