Прививая своим воспитанникам ярый религиозный фанатизм и самые низменные чувства, османские властители готовили из них слепое и преданное орудие для своих агрессивных войн. Эти воспитанники, как говорит писатель XVII века Кучубей Гомюрджинский, становились подобными «переплавленному серебру». Янычарское, или новое, войско («ени чери»), созданное еще при хане Орхане (1326-1359), представляло собой основное ядро султанской наемной пехоты. Янычары обрели в народе печальную известность головорезов. Янычарское войско просуществовало 500 лет. И на протяжении пяти веков лилась кровь. 

Показательна история Святой мученицы Акилины, которая жила и претерпела мучения в городке Закливери, расположенном недалеко от Фессалоник, во второй половине XVIII века. Христиане в Греции терпели от турок жестокие и беспощадные гонения. Под любым предлогом и при любых обстоятельствах турки стремились заставить православное население Греции принять магометанство, проявляя нередко крайний религиозный фанатизм. 

В это время в небольшом городке Закливери среди турок проживала семья святой Акилины. Дом, в котором жила и отошла ко Господу святая, до сих пор сохранился: он находится на окраине Закливери. История семьи святой Акилины свидетельствует о самопожертвовании и твердости веры ее матери, в то время как отец ее оказался робок и слишком привязан к земной жизни. Однажды он в ссоре убил соседа-турка. Чтобы избежать смертной казни, охваченный страхом отец Акилины принял мусульманскую веру. 

Согласно турецкому законодательству, если христианин убивал мусульманина, то мог либо смыть преступление своей кровью, либо отречься от веры. Отец святой Акилины стал позором для семьи и маленькой местной христианской общины. Турки, обрадованные тем, что он отступился от христианства, стали считать его своим трофеем. Мать святой после этого печального события сосредоточила всю свою заботу на единственной дочери, как будто предчувствуя последующие события. Она каждый день молила Бога просветить и укрепить ее дочь, чтобы та сохранила твердую веру и не последовала примеру своего отца. Тем временем турки постоянно склоняли отца-отступника привести жену и дочь к исламу. Однако он всегда им отвечал: «До дочери моей дела вам нет. Она моя, когда захочу, тогда и сделаю ее турчанкой». 

Когда Акилине исполнилось 18 лет, турки в очередной раз потребовали от ее отца выполнить данное им некогда обещание и убедить дочь принять ислам. Но отец не смог склонить девушку к предательству. Пришли турки, преисполненные ненависти к девушке, и увели ее с собой. Ее мать последовала за ними, все время повторяя свое напутствие дочери: «Не отрекайся от Христа, будь твердой и не бойся». 


Турки связали святую. В судилище попыталась пройти и мать Акилины, но ей не дозволили этого. Акилина предстала перед судьей. Увидев ее, судья вскричал: «Отрекаешься ли ты от своей веры, нечестивая?». Святая с благородством и прямотой отвечала ему: «Нет, не отрекусь от своей веры и от Господа моего Христа! Христианкой я родилась, христианкой и умру». 

Турки, слыша эти слова, пришли было в смятение. Но тотчас их охватила ярость и гнев. Паша, услышав исповедание святой, приказал снять с нее верхнюю одежду. Святую привязали к столбу и долго били палками, однако мученица храбро терпела мучения. Тогда турки, видя стойкость девушки и ее твердую веру, чтобы добиться ее отречения, попытались обольстить ее. Они стали говорить ей льстивые речи и сулить разные дары, если она отречется от Христа. Один знатный и богатый турок сказал ей, что его сын возьмет ее в жены, если она примет ислам. И опять Акилина с непоколебимой храбростью отказалась отречься от своей веры. Услышав ее смелый отказ, турки решили пытать ее вновь. 

На Акилину посыпались беспощадные удары. Ее рубашка разорвалась, и Акилина обнаженной претерпевала ужасные мучения. А турецкий судья говорил ей: «И не стыдно тебе обнаженной стоять перед столькими людьми? Отрекись от своей веры, не то я переломаю тебе все кости одну за другой». На что святая Акилина отвечала: «Если я отрекусь от Христа, во что же я буду верить? Что для меня вера таких, как вы, мертвецов, гниющих еще при жизни?» Эти смелые речи святой еще более распалили ярость ее мучителей. Они вновь принялись бить святую палками. Но конец страданий святой мученицы был близок. От беспощадных ударов, сыпавшихся все чаще и чаще, она была уже полумертвой. Ее лицо залила кровь, а белая плоть стала кроваво-красной. Но мучители все били и били ее. Кровь мученицы заливала землю, все тело было истерзано, а кости изломаны. Наконец турки поняли, что пришел час кончины святой, и отвязали ее от столба. 

Некий христианин, бывший свидетелем ее мучений, отнес Акилину в дом ее матери. Несчастная мать увидев, как истерзана ее единственная дочь, обняла ее с трепетом, но, думая, что, может быть, Акилина проявила робость, вопросила ее со слезами: «Дитя мое, не отреклась ли ты от веры во Христа?» И Акилина, с трудом выговаривая слова, отвечала ей: «Что ты, матушка, разве могла я поступить вопреки всему тому, чему ты меня учила, и не сохранить исповедание своей веры?». Мать святой воздела руки к небу и прославила Бога, а Акилина предала дух свой Христу и получила мученический венец. 

Если говорить о варварстве турок, то нельзя не вспомнить их братьев-татар. 
Казанский летописец повествует о татарских набегах следующее: «...и жгли они великие честные монастыри, святые же церкви оскверняли присутствием своим, ложась в них спать, и, раскалывая секирами честные святые образа, предавали их огню-всеядцу, а святые служебные сосуды в посуду простую превращали... и из священнических риз шили себе одежду, и над монахами чинили надругательство, бесчестя образ ангельский: засыпали им в сандалии угли горячие и, обвязав вокруг шеи верёвку, заставляли их скакать и плясать, словно прирученных зверей; и стаскивали с молодых красивых иноков честные ризы и облачали их в мирские одежды, а затем продавали их, как простых юношей, в далёкие варварские земли, и расстригали молодых инокинь, и насиловали их, и брали их себе в жёны, над мирскими же девицами, на глазах у отцов их и матерей, не стыдясь, преступное блудное дело творили, также и над жёнами на глазах их мужей, ещё же и над старыми женщинами... и невозможно подробно перечислить все преступления их, ибо всё это я видел своими глазами и знаю то, о чём пишу в горьком этом повествовании. 

...Христиане ежедневно уводились в плен казанскими сарацинами и черемисой, старым же, непригодным для работы, они выкалывали глаза и обрезали уши, нос и губы, и выдёргивали зубы, и в таком виде бросали их, еле дышащих; иным же отрубали они руки и ноги, и валялись те люди как бездушные камни на земле и спустя недолгое время, умирали... А вот же что они - хуже, чем с теми, о ком выше шла речь, - делали с младенцами незлобивыми: когда те, смеясь и играя, протягивали к ним любовно руки свои, окаянные те кровопийцы, схватив за горло, душили их, и, взяв за ноги, разбивали о камень и о стену и, пронзив копьями, поднимали в воздух... 

Приводя к себе в Казань русских пленников, прельщали их и принуждали, мужчин и женщин, принять мусульманскую веру. Многие же неразумные-увы мне!-прельщались... боясь мучений и продажи в рабство. 

Тех же, кто не хотел принять их веру, они убивали; других же держали связанными, наподобие столбов, и продавали на рынке иноземным купцам... Ибо опасались казанцы русских людей мужского пола и неомусульманенных, в большом количестве держать как в Казани, так и во всей Казанской области...».

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.