ерриториальные претензии Азербайджана в Тавуше являются частью долгосрочной стратегии Баку, цель которой — ослабить Армению, превратить ее в нежизнеспособное образование. С другой стороны, действия Баку поставили крест на продвигаемой последние четыре года армянским руководством так называемой "повестки мира"․ Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил военно-политический аналитик Давид Арутюнов, комментируя дискурс вокруг "анклавов", поведение властей Армении и соотношение сил в регионе.

Нет стратегии – будут уступки

Эксперт отмечает, что армянское руководство ищет разные способы оправдать возможные территориальные уступки.
"Армянское руководство подвергается давлению и принимает требования Азербайджана. За четыре года власти так и не смогли надлежащим образом подготовиться к противостоянию с Азербайджаном, включая как военный, так и политико-дипломатический аспекты. Похоже, что власти также не готовы психологически к возможности нового военного конфликта", - подчеркнул он.
Арутюнов полагает, что при наличии у властей какой-либо внятной стратегии сопротивления, можно было бы предположить, что Армения, делая небольшие уступки, стремится выиграть время и оттянуть неизбежное столкновение. Однако сейчас все выглядит так, будто Армения в одностороннем порядке просто выполняет все требования Баку.

Баку каждый раз "модифицирует" свои требования

Политолог подчеркивает, что хотя переговоры часто предполагают уступки и компромиссы, опыт последних четырех лет показывает неэффективность такой модели в диалоге между Арменией и Азербайджаном.
"Мы видим, что Азербайджан каждый раз расширяет и "модифицирует" свои требования. В итоге его цель — не достигнуть соглашения, а максимально ослабить Армению как государство. Захват стратегически важных высот в Сюнике и Гегаркунике, а также контроль над ключевыми транспортными маршрутами в Тавуше являются частью долгосрочного плана Баку, направленного на ослабление Армении.", - говорит наш собеседник.
Он предполагает, что уступки в Тавуше не остановят противника. Спустя некоторое время он выдвинет новые претензии и требования, стремясь максимально нивелировать возможности Армении восстановить свой потенциал.

Как просчитались в Ереване?

Арутюнов указывает, что после 44-дневной войны армянское руководство надеялось на разработку механизмов мирного сосуществования с Азербайджаном, даже если это потребовало бы новых уступок. На реализацию этой цели и была нацелена так называемая "повестка мира", активно продвигаемая армянскими чиновниками после 2020 года. Тем не менее, последующие развития показали, что эта стратегия оказалась неэффективной, как и попытки найти внешних гарантов безопасности.
Армянские власти, по мнению эксперта, не только не разгадали стратегию Баку, но и переоценили способность международных игроков влиять на Азербайджан. Он предполагает, что международное сообщество, включая западные страны, отреагирует на ситуацию в Тавуше так же, как на события в Нагорном Карабахе осенью 2023 года.
Арутюнов подчеркивает, что в случае боевых действий от западных политиков можно ожидать заявлений о неприемлемости ситуации, выражений обеспокоенности и озабоченности. Однако на практике использование существенных механизмов воздействия для реального влияния на Азербайджан маловероятно. Несмотря на то что Азербайджан сам проявляет определенную осторожность, не желая портить отношения с Западом, до тех пор, пока США и Европейский Союз ограничиваются лишь заявлениями, Азербайджан может их игнорировать.

Не смогли тогда, смогли сейчас?

Примечательно, что попытку решить вопрос "анклавов" в свою пользу Азербайджан предпринял еще в ноябре 2020 года, во время подписания трехстороннего соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе. На фоне военных успехов в зоне конфликта, Баку хотел "с наскока" получить и эти территории, но армянская сторона сумела тогда исключить этот вопрос из повестки, о чем в мае 2023 года говорил и экс-министр обороны Давид Тоноян, рассказав о телефонном разговоре с Шойгу.
Через четыре года Азербайджан смог вновь актуализировать тему, используя целенаправленное давление. Арутюнов считает это закономерным. Как ни парадоксально, позиции Армении сегодня действительно слабее, чем были в ноябре 2020 года. До сих пор остается открытым вопрос о том, каким путем должны развиваться вооруженные силы страны, готовится ли она к возможным будущим конфликтам и имеется ли у нее четкое видение своего развития.
Разумеется, в силу специфики ситуации многие аспекты не могут быть раскрыты. Но та официальная информация, которую предоставляет руководство страны, не позволяет формировать представление о какой-то единой концепции.
"Теоретически цену новой агрессии для Азербайджана можно было бы "повысить" путем тактики нанесения ему максимального урона в локальных стычках. Но власти страны стараются любой ценой избежать конфликта - даже локального, эпизодического. И конечно же, такое поведение политиков не может не отразиться на армейском строительстве", - говорит Арутюнов.
Азербайджан же, наоборот, все это время укреплял свои позиции. В отличие от Армении, Азербайджан проводит конкретные мероприятия для подготовки к новому конфликту, и видно, что у него есть четкая стратегия, модель подготовки своей армии. Акцент на усиление сил специального назначения, инвестиции в беспилотную авиацию и фокус на высокоточных системах вооружений– все это говорит о том, что у противника есть четкое видение характера будущих конфликтов.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.