Армения, похоже, определилась. Насколько окончательным было решение главы республики Сержа Саргсяна, мы поймём после конкретных указов и голосований парламента Армении по интеграционным законопроектам.

Впрочем, никакого другого решения Армения и не могла принять. Ведь если в Ереване намерены решать проблему Нагорного Карабаха, то без Союза эта проблема не решается. Остаться национальной республикой — значит обречь себя на вечный конфликт с такой же национальной республикой Азербайджан. И дело вовсе не в количестве вооружений в армянской и азербайджанской армиях. Национальные республики не перестанут конфликтовать между собой до тех пор, пока не станут республиками союзными.

В случае с Арменией новый Союз получает важнейший плацдарм на Кавказском направлении. Чем глубже будет интеграция Армении, тем более привлекательным будет Союз для Грузии и Азербайджана.

Однако главное в задекларированном намерении — прецедент интеграции республики, которая не имеет границ с Союзом. Кстати, в своё время именно отсутствие границ не позволило Болгарии войти в состав СССР. То ли Политбюро поленилось выстроить румынский транзит, то ли посчитали, что интеграции в рамках Варшавского договора достаточно. Но факт остаётся фактом: если бы в Москве в 70-х смогли выработать транзитную модель интеграции, то и современная история могла пойти иначе.

В случае же с Арменией никакого выбора у Союза на самом деле нет. Армения станет экспериментальной республикой, в которой придётся вырабатывать транзитную модель евразийской интеграции.

Первые подвижки уже есть. Ключевой вопрос — обеспечение железнодорожного транзита через Грузию и Абхазию. До тех пор, пока при власти в Грузии находится Саакашвили, реализовать это, конечно же, невозможно. Но в Грузии на носу президентские выборы и главная задача для Армении в регионе — не допустить победы преемника Саакашвили. Учитывая, что в Грузии проживает по разным оценкам от 250 до 400 тысяч армян, их роль в предстоящих выборах будет не решающей, но значимой. И это вполне конкретная задача для Еревана.

Итак, транзитная модель интеграции. Несмотря на сложность задачи, ничего сверхъестественного перед Союзом не стоит. Во-первых, аналогичная схема уже реализована с одним из субъектов Российской Федерации — Калининградской областью. Теперь этот опыт надо масштабировать на внешний периметр. Во-вторых, Армения уже является членом ОДКБ. Следовательно, обеспечение безопасности транзита становится задачей не только Еревана, но и союзников.

Но самое главное в транзитной интеграции Армении: выработанная модель станет выходом для непризнанного Приднестровья. Которое, после подписания Молдовой и Украиной евроассоциации в Вильнюсе, превратится в аналог Западного Берлина в ГДР.

Как показывает исторический опыт Германии, задача транзитной интеграции вполне решаема. Её в своё время не поленились решить в Вашингтоне. И поленились в Софии и Москве.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.