Ровно 6 лет назад этот день начался для меня в Неаполе, куда вечером предыдущего дня я прибыл с коллегами поездом из Рима. Группа наша состояла из 5 человек ( я, 3 оператора и ответственный по протоколу Aram Kandayan), и перед нами стояла задача съемочной подготовки предстоящего весьма значимого мероприятия. Через несколько часов в Неаполь должны были прибыть президент Армении, два католикоса, послы Армении при Святом Престоле и в Италии, министры, кардиналы Ватикана, епископы Армянской Апостольской и Армянской католической церквей, мэр Неаполя и сотни других официальных лиц и гостей, дабы принять участие в богослужении и церемонии возвращения мощей Св. Григория Просветителя в церковь, носящую его имя, а также открытия и освящения во дворе церкви копии одного из самых красивых хачкаров Джуги, посвященного 100-й годовщине Геноцида армян в Османской Турции. Мероприятие было историческим и значимым не только для Армении и армянства в целом, но и для самого Неаполя, так как Григорий Просветитель считается небесным защитником города (каждый год 30-го сентября отмечается праздник его имени), а церковь Св. Григория (Chiesa di San Gregorio Armeno) вновь обретала свою святыню - мощи Св. Григория, сотни лет назад изъятые из церкви и хранившиеся в подвалах Ватикана. Этому дню предшествовали многие месяцы огромной работы, проделанной под предводительством посла Армении при Св. Престоле (Ватикане), и помимо всевозможных переговоров и согласований, была проведена реконструкция монастыря Св. Григория, во двор которого и был привезен и установлен хачкар.
Ранним утром улица Св. Григория, вдоль которой расположены сама церковь и монастырь, была немноголюдна. Продавцы всевозможных сувениров (в Неаполе улица Св. Григория что-то наподобие нашего "Вернисажа" ) неспешно расставляли свои столики, и лишь необычное для такого часа количество полицейских свидетельствовало о чем-то предстоящем и значимом. Днем ранее еще по пути в Неаполь я по карте изучил расположение всех построек на территории комплекса. Куда сложнее было изучение всех тонкостей церковного этикета (причем еще и католического), так как нужно было многое обсудить с настоятельницей монастыря (монастырь Св. Григория - женский). Вспоминая в уме форму обращения к аббатисе, я подошел к главным воротам, которые оказались запертыми. Никаких признаков звонка, колокольчика или скобки для стука я не обнаружил, и в массивные ворота пришлось стучаться кулаком. Получилось громко, но последующие минуты ожидания ничего не принесли. Я постучался еще громче, потом еще и еще. Последняя попытка оказалась на грани приличия из-за грохота, вполне способного разбудить жителей близлежащих домов, но нам уже надо было спешить, а иных вариантов просто не было. Наконец за воротами послышались голоса, потом лязг щеколды, и тяжелые створки медленно распахнулись. На пороге справа и слева стояли несколько монахинь неожиданной азиатской внешности , а между ними - пожилая женщина лет 75-80-и и с европейскими чертами лица со скрещенными на талии руками, очень похожая на бабушку торговой марки "Домик в деревне". Все смотрели на нас как-то странно - не то восторженно, не то с любопытством или даже изумлением, как смотрели бы на инопланетян. Узнав в бабушке настоятельницу по характерному для аббатис перстню, я чуть склонив голову, поздоровался.
- Здравствуйте, Преподобная Мать! Вы говорите по-английски?
Монахиня, улыбнувшись, кивнула.
- Я руководитель пресс-службы президента Армении. Это - мои коллеги. Мы прибыли для съемочной подготовки предстоящего мероприятия. Нам надо расставить камеры и распланировать съемочный процесс в церкви и во дворе монастыря. Я могу с Вами обсудить эти вопросы?
Бабушка снова улыбнулась и кивнула.
- Пожалуйста, проходите!
Пока я здоровался, к воротам все время подходили монахини, и когда нас пригласили в церковь, обступивших нас со всех сторон монахинь было уже не менее 20-и, все низкого роста, преимущественно с азиатской внешностью и одинаковым восторженно-любопытным взглядом. Мы остановились у алтаря и осмотрелись.
- Преподобная Мать, можем ли мы зайти за ограждение к алтарю и установить одну из камер там?
Настоятельница кивнула, не переставая улыбаться.
- А можно как-то подняться к куполу и одну камеру установить сверху? И можно нам добавить здесь свет? Нам будет нужен источник питания.
- Можно, конечно. Вам можно все, что вы пожелаете для вашей работы.
Я был несколько ошарашен подобным гостеприимством и вседозволенностью, но интонация аббатисы и взгляды монахинь подсказывали мне, что она намеревается продолжить. И я не ошибся.
- Я попрошу сестер сопроводить вас, куда вы пожелаете, и установить технику, где вы сочтете нужным. Но перед тем, как вы приступите к своей работе, у меня есть к вам просьба. Я бы хотела попросить Вас и вон того молодого человека (она взглядом указала на Кандаяна) пройти с нами в здание за церковью и принести саркофаг с головой Св. Григория, привезенный вчера кураторами из Ватикана.
Просьба меня ошарашила. Обращение со святыми мощами, во всяком случае в нашей церкви - удел избранных священников высокого сана. Мне грешным делом подумалось, что бабушка либо не расслышала, либо не поняла кто мы и какова наша миссия. Я взял на себя смелость прояснить все еще раз.
- Преподобная Мать, возможно, я не очень понятно выразился, с Вашего позволения, я снова представлюсь. Я пресс-секретарь президента, и наша задача - освещение предстоящего мероприятия. Буквально через час-два до прихода высоких гостей здесь будут протокольные службы двух армянских католикосов и Ватикана. Думаю, церковные службы будут вам куда полезней. К сожалению, мы абсолютно не компетентны в тонкостях церковных обрядов и процедур.
Аббатиса не переставала улыбаться, ее абсолютно не смутили мои возражения, и она продолжила.
- Я все очень хорошо поняла с первого раза. Но я повторю свою просьбу - пожалуйста, пойдемте с нами в здание за церковью, и принесите сюда мощи Св. Григория.
Деваться было некуда, я растерянно кивнул. Я все еще не понимал, почему мы? И почему нельзя дождаться протокольных служб церквей? Аббатиса, узрев мой конфуз, продолжила:
- Понимаете, это очень, очень торжественное событие в нашей жизни. Столетия назад из соображений безопасности наша основная святыня была вывезена из церкви и долгое время хранилась в Ватикане. Я и не надеялась, что увижу возвращение мощей Св. Григория, но Господь подарил мне это чудо, и мы вновь обретаем нашу святыню при моем правлении. Вчера мы были очень взволнованы, когда курьеры Ватикана привезли саркофаг с головой Св. Григория. Мы всю ночь молились, я рассказывала сестрам о жизни Св. Григория, об Армении, ее истории и народе, о геноциде армян в Турции и о хачкаре, что уже установлен и будет освящен во дворе нашего монастыря. Я сказала, что завтра к нам приедут президент Армении, армянские католикосы и епископы, и это - огромная для нас честь. Одна из сестер спросила меня, как же мы сможем до прихода высоких гостей принести и установить мощи в церкви, ведь саркофаг очень тяжел, нам не хватит сил это сделать?! И я сказала сестрам, что Господь милостив, и раз уж он вернул нам нашу святыню, то он пошлет кого-нибудь нам на помощь, чтоб перенести мощи в церковь. Когда после утренней молитвы мне доложили, что кто-то очень громко стучит в наши ворота, я сказала сестрам: "Вот Господь и прислал нам кого-то в помощь, а вы волновались". И поэтому я хочу, чтобы это сделали именно вы. Пожалуйста, пойдемте с нами. Мы будем молиться на всем пути, пока вы будете нести мощи.
Так я и Кандаян перенесли мощи Св. Григория. То, что было потом, уже широко освещалось в нашей и итальянской прессе.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.