Недавно в армяно-турецкой газете «Агос» появилась информация о том, что в Турции используются специальные тайные коды для нацменьшинств. Это вызвало серьезную озабоченность в Армении и расценивается  какдискриминационная политика турецкого государства в отношении нацменьшинств и откровенное нарушение прав человека. Как отметила на пресс-конференции 6 августа журналист и тюрколог Лилит Гаспарян, история с тайными кодами для нацменьшинств вновь доказала, что демократизация для Турции носит формальный характер.

Она подчеркнула, что в действительности Турция всегда проводила дискриминационную политику в отношении нацменьшинств, и в этом плане ничего не изменилось. «У них есть специальная система, посредством которой они следят за каждым шагом человека. Когда я работала в Турции, в СНБ этой страны лежало 4 конверта, касающихся меня», — отметила Гаспарян. Тюрколог подчеркнула, что история с тайными кодами должна получить международную огласку, а не становиться темой внутреннего обсуждения в Армении. Она подчеркнула, что эта история может стать хорошем козырем для Армении на международной арене и в борьбе армянской диаспоры, однако, к сожалению, этот козырь еще не удалось использовать.
Касаясь разъяснения турецких властей о том, что эти специальные коды необходимы самим представителям нацменьшинствам, чтобы устроить своих детей в образовательные заведения для меньшинств, тюрколог посчитало это объяснение смешным и неприемлемым. «Я вас заверяю, что при наличие этого когда любой, попавший в отделение полиции, будет признан виновным вне зависимости от того, совершил ли он преступление или нет. Мне интересно, чтобы бы было, если бы, к примеру, выяснилось, что в Германии присваивают специальные коды евреям? Это доказало бы, что в Германии все еще царит нацистский дух. И выявление этой истории с кодами в Турции свидетельствует о том, что в этой стране все еще царит дух 1900-ых», — подчеркнула она.

В свою очередь руководитель информационных программ турецкой телекомпании IMC, журналист Арис Налчин проинформировал, что тайные коды существуют не только для армян, греков и евреев, но и других представителей нацменьшинств в Турции. Он добавил, что кроме тайного кода «2» в паспортах у граждан армянского происхождения ставится также цифра 31. Причем он отметил, что данная цифра существует в паспортах не только граждан Турции. «У моей жены, которая родилась в Турции, но не имеет турецкого паспорта, также есть этот код», — отметил Налчин. Он также отметил, что у более старшего поколения были опасения на счет существования специальных кодов, однако сейчас все подтвердилось на государственном уровне. Он отметил, что нацменьшинства с кодами в Турции считаются второсортными людьми. «Это не первый и последний случай подобного отношения. Но мы здесь родились и выросли, и не желаем покидать страну. Мы намерены продолжить свою борьбу, и с этой точки зрения мы должны остаться здесь, будет неправильно, если в стране не останется армян», — подчеркнул он.

Напомним, что в соответствии с Лозаннским договором, Турция взяла на себя обязательство не проявлять дискриминацию в отношении нацменьшинств, обеспечивать сохранение их памятников и культурного наследия, однако не выполняет их. Понятно, что подобная политика содержит в себе угрозы, если принять во внимание погромы константинопольских греков в 1955 году и сумгаитские погромы армян, когда население имело карты с обозначением домов армян. Ну а принимая во внимание Геноцид армян 1915 года в Османской империи, подобное отношение к нацменьшинствам в Турции наводит на определенные размышления: не будет ли использовано это кодирование для аналогичных действий в будущем в случае определенного политического развития событий?

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.