Продолжение. Начало здесь.

Итак, мы пришли к несостоятельности надежд на скорое превращение боевых действий в подобие компьютерной игры, где человек будет только нажимать на кнопки. При всём нынешнем и вероятном развитии военных технологий — война по-прежнему остаётся вооружённой борьбой людей, а не машин. И ещё очень долго человек (солдат), непосредственно находящийся на поле боя, занимающий территорию противника или обороняющий свою территорию, ― будет решать исход войны.

Вместе с тем, очевидно, что боевые действия меняются на протяжении времени. Меняется вооружение и технические средства, что изменяет сам характер боевых действий, тактические приёмы и способы вооружённой борьбы. Следовательно, должно меняться и то, что помогает солдату одержать победу. То, что нужно для обеспечения жизнедеятельности солдата в боевых условиях, и то, что он берёт с собой в бой. Всё это и входит в понятие «экипировка».

Ещё в конце 80-х годов стало понятно, что советский солдат экипирован не вполне хорошо. Во время войны в Афганистане солдаты переобувались из сапог в кроссовки, самостоятельно мастерили разгрузочные жилеты вместо подсумков. В 1989 году ЦНИИ ТОЧМАШ было поручено провести исследования по перспективной боевой экипировке. В 1995 году первые комплекты экипировки и вооружения, получившие общее название «Бармица», были отправлены на испытания в части. Это был полный комплект индивидуальной боевой экипировки, включающий оружие, средства управления, наблюдения и связи, средства защиты и жизнеобеспечения. Он был предназначен для использования военнослужащими СВ, ВДВ, МП, ВМФ и частей специального назначения. Состоял из единого для всех базового индивидуального комплекта (БКИЭ) и дополнительного индивидуального комплекта (ДпИК) для конкретной воинской специальности. Разработка «Бармицы» была закончена только в 2006 году и позже принята на вооружение. Хотя до середины 2000-х в войска поступали отдельные виды новой индивидуальной экипировки, но явление это было далеко не массовым. Солдаты и офицеры по-прежнему самостоятельно заботились о своей экипировке, приобретая прицельные приспособления, средства связи, удобную обувь, камуфляж и другое снаряжение.

В дальнейшем была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Перспективная экипировка российского воина» («Боец-XXI»). Она строилась на основных элементах «Бармицы», которые предстояло поэтапно усовершенствовать и запустить в серийное производство. Согласно программе, до 2010 года предстояло создать новый комплект экипировки следующего поколения «Ратник», а до 2015 года насыщать им войска. В настоящий момент «Ратник» ещё не принят на вооружение, поскольку в части стрелкового оружия требует доводки. Однако мы можем рассмотреть подход, принятый у нас к экипировке солдата, и оценить, насколько он адекватен боевым действиям ближайшего будущего, насколько поможет солдату побеждать. Поскольку состав отечественной экипировки функционально разделён на пять основных систем, мы и будем рассматривать её так же.

Система поражения. Это носимое оружие, прицельные приспособления и боеприпасы к нему. Оружие представлено в основном хорошо известными и проверенными образцами ― никаких «лучемётов» и «световых мечей». Но все образцы оружия модернизированы и приобрели новые качества и характеристики.

Одна из главных положительных сторон оружейной части «Ратника» в том, что основное вооружение пехоты ― автомат ―официально будет поступать в войска в двух калибрах: 5,45-мм и 7,62-мм. Возврат к первому патрону, разработанному для автомата Калашникова, ― имеет место фактически. Многие специальные подразделения предпочитают для ближнего боя и штурмовых операций более мощный АКМ/АКМС. Патрон 7,62х39 имеет более тяжёлую пулю, что увеличивает останавливающее и пробивное действие оружия, уменьшает рикошет от случайных препятствий. К тому же малошумную версию АК-74 под патрон 5,45х39 сделать так и не удалось. А старый калашников имеет патрон с уменьшенной начальной скоростью пули (7,62х39УС). Он превращает оружие в малошумное путём простого навинчивания на ствол прибора малошумной стрельбы (глушителя) и смены магазина. Это полезное качество для индивидуального оружия, поскольку избавляет от необходимости таскать с собой разное оружие для разных боевых условий.

Естественно, что главным индивидуальным оружием русского солдата останется автомат Калашникова. Мы ужеписали подробно, что он вполне соответствует современным условиям боя. Надо сказать, что западные стрелковые системы (штурмовые винтовки) относительно недавно стали адаптировать к большей универсальности применения, которой калашников обладал сразу. Западные штурмовые винтовки ― развитие автоматических винтовок. Они изначально предназначались для точной одиночной стрельбы, а не для создания плотного огня. У нас автомат вырос из оружия ближнего боя, развиваясь в сторону применения и на больших дистанциях. Отсюда и популярная претензия к АК всех генераций ― недостаточная кучность автоматического огня, которая важна на средних и больших дистанциях. Другой претензией являлась трудность установки оптических прицельных приспособлений. Особенность конструкции калашникова не позволяет крепить оптику на крышку ствольной коробки, поскольку такое крепление не даст достаточную точность прицеливания.

В комплекте «Ратник» испытывались несколько автоматов: АЕК-971Р, АЕК-973Р, АН-94, АК-107Р, АК-74МР, АК-12. Первые четыре имеют принципиальные отличия в конструкции, которые серьёзно улучшают показатели кучности стрельбы. Ковровские автоматы АЭК и ижевский АК-107 выполнены по сбалансированной схеме автоматики (практически отсутствует отдача, оружие очень устойчиво при ведении автоматического огня, здесьсхема работы АК-107). АН-94 (выигравший в своё время конкурс по теме «Абакан») обладает смещённым импульсом отдачи, который позволяет вести огонь очередями по два выстрела с той же точностью, что и одиночными выстрелами. Правда, эти автоматы имеют значительно усложненную конструкцию и высокую стоимость. Полностью переходить на один из этих образцов индивидуального оружия вряд ли целесообразно. Да это и не нужно, поскольку «Ратник» предполагает оснащение подразделений тем оружием, которое наиболее им подходит. К тому же, все автоматы в значительной степени унифицированы по обслуживанию.

Но наиболее интересным из автоматов, проходящих испытания в комплекте «Ратник», является АК-103-4 (фото 1фото 2). Он ранее появлялся в СМИ под названием АК-200 и является наиболее универсальным из представленных образцов. Это последняя версия АК-103, который создавался как экспортная версия автомата Калашникова, но ограниченно закупался для отечественных силовых ведомств. Он использует мощный патрон 7,62х39, имея все преимущества АКМ/АКМС, но конструкция автомата по сравнению с предшественниками значительно поменялась. Крышка ствольной коробки имеет более фиксированное крепление. При разборке она не снимается совсем, а только открывается вверх ― прикреплена штифтами там, где на более ранних калашниковых был целик. Это позволило установить на крышку планку Пикатинни ― универсальное крепление для любых современных прицелов.

Переводчик огня АК-103-4 имеет четыре положения: предохранитель, одиночный огонь, очередями по три выстрела, полностью автоматический огонь. Режим с отсечкой после трёх выстрелов ранее отсутствовал на Калашникове, хотя он позволяет экономнее расходовать боезапас, сохраняя достаточно плотный огонь. Автомат получил новый пластиковый приклад, регулируемый по длине и складывающийся вправо. Цевьё новой формы также снабжено планками Пикатинни, что позволяет устанавливать на оружие прицельные приспособления, тактические фонари и целеуказатели, дополнительные рукоятки и сошки для стрельбы из положения лёжа ― в общем, всё, что делает индивидуальное оружие более удобным. На автомате по-прежнему можно крепить подствольный гранатомет. На конце ствола имеется новый дульный тормоз-компенсатор, значительно снижающий отдачу. Он может быстро заменяться на прибор беспламенной малошумной стрельбы (глушитель).

Механический прицел теперь состоит из целика, находящегося в самом конце ствольной коробки близко к глазу стрелка, и мушки, перемещённой со ствола на газоотводную трубку. Теперь стала возможной быстрая смена длинного ствола на короткий, который удобнее для штурмовых действий, особенно в зданиях. И обратная смена, когда дистанция боя увеличивается.

Теоретически теперь АК-103 можно применять и с длинным, и тяжёлым стволом, который вкупе с более ёмким магазином сделает из автомата легкий пулемёт, а с хорошей оптикой ― снайперское оружие для средних дистанций. Однако в подразделении полезнее разделять бойцов по функциональности оружия на штурмовые группы и группы огневой поддержки. Снайпер и пулемётчик всё равно не будут действовать в одном порядке со штурмовой группой. Их задача ― обеспечить выдвижение штурмовой группы, смену позиций или отход. Поэтому превращение автомата в «совсем универсальное оружие» (это стало модно у западных производителей) трудно считать целесообразным.

По некоторым сведениям, в комплекте «Ратник» может появиться и новый лёгкий пулемёт с ленточным питанием, но под автоматный патрон. Это было бы действительно полезно. Возврат в отделение лёгкого пулемёта могло бы существенно увеличить огневую мощь небольших боевых групп. В комплекте присутствуют модернизированные версии пулемётов под винтовочный патрон ― ПКМ и «Печенег». Это прекрасное оружие ― основа огневой мощи подразделений. Но для боя на коротких дистанциях тоже нужно оружие, способное создать плотный огонь, но более лёгкое и удобное в обращении. Ручной пулемёт Калашникова (РПК) не в полной мере отвечает этим качествам. Он достаточно лёгок и использует автоматный патрон, что увеличивает носимый боезапас. Однако это оружие всё же создавалось для увеличения дальности эффективного огня отделения. Поэтому РПК в боевых подразделениях так часто старались «самопально» оснастить оптикой. В своё время необходимыми качествами обладал ручной пулемёт Дегтярева (РПД). Он имел ленточное питание, был прост в обращении и надёжен. За рубежом с помощью достаточно нехитрой модернизации из него и сейчас делают вполне современное оружие (заменяют ствол, цевьё, приклад, добавляют более удобную сошку и оптику ― видео). В скором времени подобное оружие должно вернуться и к нам.

Что касается снайперского оружия, то оно в новом комплекте так же будет разнообразно. Рассматриваются различные образцы, которые будут приниматься на вооружение, в зависимости от задач, стоящих перед снайперами разных подразделений. Но на уровне отделения и взвода по-прежнему останется винтовка Драгунова (СВД) в различных модификациях. При всём уважении к магазинным винтовкам (перезаряжаемым вручную), которые имеют прекрасные характеристики точности одного выстрела, в низовых подразделениях нужна самозарядная винтовка. Она лучше соответствует определению оружия поддержки. Она позволяет не только уничтожать приоритетные цели прицельным огнём с замаскированной позиции, но и блокировать передвижения противника достаточно плотным огнём большой точности. Конструкторам удалось уменьшить смещение ствола с линии прицеливания при выстреле, что считается основным недостатком СВД. Она получит новые прицельные приспособления, в том числе универсальные (дневные/ночные) и тепловизионные, прибор малошумной стрельбы и другие детали, увеличивающие удобство винтовки.

О прицельных приспособлениях стоит сказать особо. Если что-то и влияло на эффективность отечественной пехоты, так это отсутствие массового оснащения подразделений оптическими и ночными прицельными приспособлениями. В современных условиях противник (его живая сила) вообще не ведёт бой в открытых боевых порядках, всегда стараясь использовать укрытия, маскировку и скрытное перемещение. Боевые действия пеших подразделений практически повсеместно переместились в жилую застройку и труднодоступную местность. Визуальное обнаружение противника на фоне растительности, оконных проёмов и укрытий ― весьма сложно без помощи оптики. А отсутствие массового оснащения ночными и тепловизионными прицелами, средствами ночного видения заставляет подразделения ночью практически полностью переходить к обороне, оставляя противнику полную инициативу действий.

Теперь любой боец сможет получить ночную и дневную оптику ― всё индивидуальное оружие будет иметь универсальное крепление. В комплекте появились коллиматорные прицелы, универсальные прицелы «день/ночь» для всех видов стрелкового оружия, тепловизионные прицелы, прицельные комплексы с автоматическим измерением дальности, системы обнаружения оптики противника, всесуточные приборы наблюдения и разведки. И всё это отечественного производства. В случае достаточно крупных закупок появляется надежда на действительно качественное изменение возможностей пехотных подразделений.

Продолжение следует.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.