"Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы".

Фридрих Ницше, из книги "Зимние праздники"

Ошибки бывают разные, но нехитрая каталогизация позволяет разделить их на два основных вида: ошибки, которые можно исправить, и ошибки, которые исправить нельзя. Последние можно разделить на незначимые, а также судьбоносные.

ИМЕННО судьбоносные ошибки (неисправляемые) приводят к системному сбою всей деятельности человека, который допустил их. Когда система глючит из-за принципиальной ошибки, не важно, какие принимаешь правильные решения по различным вопросам, сбой системы неизбежно приводит к ее краху.

"Дело Кочаряна" стало именно той ошибкой, которая привела к сбою всю систему Пашиняна. О судьбоносности данной ошибки я писал еще в январе 2019 года. Именно после выборов в парламент, когда Пашинян легитимизировал свою власть и де-юре получил суперпремьерские полномочия, сохранялась последняя возможность попытаться исправить ее (очень трудная, но возможность была).

Уже в феврале эта возможность исчезла, Пашинян ею не воспользовался, и начался обратный отсчет его власти.

По сути, власть самоизолировалась от политического поля, экспертного сообщества, институциональной среды и международного сообщества. Вендетту над вторым президентом Армении не поддержал никто, кроме части армянского общества.

НО ВЛАСТЬ "делом Кочаряна" изолировалась в своей деятельности также и от общества. Она вскормила и продолжает кормить общество ненавистью, нетерпимостью, нервозностью, подозрительностью, неприятием прошлого, разрушением того немногого, что нам удалось построить за последние 30 лет. А надо было объединять вокруг конструктивных эмоций, строить на том, что уже было построено.

Общество эмоционально занято разрушением, оставив правительство во главе с Пашиняном один на один с теми вызовами, с которыми обязана бороться власть. Обществу уже не до Пашиняна и правительства, оно чрезвычайно загружено эмоциональным разрушением, чтобы поддерживать правительство в решении социальных, экономических, экологических, региональных вызовов.

Решение этого ряда вопросов осталось в компетенции правительства, а также обслуживающих и поддерживающих его различные начинания общественных организаций. "Дело Кочаряна" изолировало Пашиняна от всех, кроме ряда известных общественных организаций, которые принято обобщать словом "соросовские".

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ общество находится в состоянии перехода.

Год назад в потоке насаждаемой сверху ненависти общество боролось за свою власть.

В настоящее время оно в потоке насаждаемой сверху ненависти наблюдает, как власть все больше изолируется от него, теряя свой основной ресурс. Пытается жить своей жизнью, оставляя обществу лишь ненависть и отбирая надежду на обещанную светлую жизнь.

На следующем этапе общество стало бы апатичным, как во время второго срока президентства Сержа Саргсяна, но "дело Кочаряна" не позволит ей этого, меняя вектор эмоциональности против самого Пашиняна. Основа власти, власть - ресурс - власть, развалится.

Я здесь намеренно не учитываю различные конспирологические теории, поскольку их, естественно, множество, а аргументация может составить тома. Конспирологией в политике занимаются люди, уверенные в абсолютной истинности своих убеждений или финансово мотивированные. Понимаю и первых, и вторых, и оставим их в покое, пусть зарабатывают или мерзнут на вершинах своей гениальности. Здесь речь идет о наблюдаемых фактических процессах, а не о "суслике, которого не видно, но он есть".

Уверен, что за ошибку Пашиняна обществу или государству платить не придется. Это его ошибка, и он будет нести всю ответственность и переваривать последствия. Пашинян не сможет навредить армянской государственности и армянской самобытности. Армения выйдет из этой ситуации более сильной, более мудрой и более решительной. Ведь величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.