На предшествующий пост о главной беде отечественной медицины получил два возражения: одно неизбежное и одно почти неожиданное.

Неизбежное возражение, без которого вообще никакой публичный разговор о российских проблемах не обходится никогда, состояло в том, что в Америке негров линчуют. Отыскать рациональное зерно в таком контраргументе непросто, но это не умаляет его популярности у участников сетевых дискуссий о бедах Отечества. Слава Богу, в дискуссиях на другие темы этот полемический прием не так распространен. 

Почти неожиданное возражение пришло из сургутской клиники. Автор, выпускник Новосибирского меда, иллюстрирует мои отвлечённые тезисы примером из собственной практики: о беременной женщине, восстающей против жизненно важного для неё диагностического исследования, потому что никому не пришло в голову объяснить несчастной дуре, зачем оно проводится.

Как было бы в Германии? Там бы, было по другому. Улыбчивый доктор все подробно бы ей объяснил, рассказал зачем проводится обследование. Какие мы ждем результаты, как будем действовать. Беседа длилась долго и все разошлись довольные друг другом. Он бы ей дал телефон, чтобы она могла ему позвонить в любое время, посоветовал успокаивающее и легкое снотворное, да. Потом бы пришел СЧЕТ, в котором труд врача оценен по достоинству, — пишет доктор из Сургута.

И дальше следует остолбенительный вывод. Во всём виноваты проклятые деньги: низкие зарплаты медперсонала и недофинансированный сектор государственных медицинских услуг, из-за чего на душу любого врача приходится запредельное количество пациентов. Как водится, «вас много, а я одна».

Взгляд, конечно, очень варварский, но абсолютно неверный.

Медработник, который не уважает своего пациента, не видит в нём человека, не интересуется, что этого человека больше всего беспокоит, который жалеет минуту казённого времени на объяснение важнейших для здоровья пациента медицинских фактов, не превратится во внимательного и заботливого земского врача, если повысить ему зарплату в три, пять, или в стопятьсот раз. Потому что эта фанаберия у него не в кошельке, а в голове. И никакими деньгами её оттудова не выбьешь. Деньги вообще никак не облагораживают нравов, как все мы убедились на опыте последней четверти века.

Непосредственно в Живом журнале можно встретить кучу примеров этого, увы, характерного для отечественных эскулапов отношения к пациентам. Вообще-то на медицинские темы в ЖЖ в основном пишут умные, толковые, с хорошим письменным русским языком, врачи обоего пола, из столиц и глубинки. Которые, безусловно, герои и подвижники, потому что за нищенскую зарплату они спасают человеческие жизни — вместо того, чтобы уехать в канады с австралиями, как сделала половина моих сокурсников по выпуску 1989 года, или перековаться в управдомы, как поступила другая половина (а сам я совершил поочерёдно оба действия). Но в свободное от врачебного подвига время все эти замечательные люди, подвижники и бессеребренники, без устали обсуждают тупость, скандальность и склочность своих пациентов, а также коварство и наглость их близких, которые постоянно путаются под ногами врача и всеми силами мешают Процессу.

Это, можно сказать, у них такая форма компенсации за изнурительный и низкооплачиваемый трудодень — поглумиться в ЖЖ и на форумах над ограниченными и неблагодарными больными, и над фразой «пациент всегда прав», которая в устах российского медика-блоггера звучит как самая чудовищная ересь, когда-либо произносившаяся вслух.

При этом довольно трудно себе представить какого-нибудь практикующего англоязычного врача, которому пришло бы в голову публично глумиться в Интернете над скудоумием или скверным характером своих пациентов, прежних и нынешних. И дело тут не в том, что ему б такой глум грозил бы потерей лицензии и/или практики — даже если и придут ему в голову подобные мысли, то он будет их стыдиться, а не напоказ выставлять. Это, как я уже докладывал, вопрос воспитания, а не денег.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.