В 2009 году в Великобритании проходил саммит «двадцатки». Президент США Барак Обама обхаживал российского коллегу Дмитрия Медведева, а западные спецслужбы тем временем прослушивали его телефонные переговоры и читали электронные письма. В общем, царила атмосфера безграничного доверия. В 2013 году Великобритания принимала саммит «восьмерки». Беседа Путина и Обамы, по словам журналистов, проходила «в ледяных тонах». «Они подписали соглашение о том, что никогда больше не будут встречаться иразговаривать друг с другом, и если один войдёт в комнату, второй незамедлительно из неё выйдет, — писал после саммита американский сатирик Энди Боровиц. — Затем лидеры в последний раз обменялись рукопожатием и хмуро уставились на фотографов».

Стало очевидно, что у России и Запада существуют непреодолимые разногласия по сирийскому вопросу. Премьер-министр Канады Стивен Харпер предлагал даже воспринимать мероприятие «по схеме 7+1». Однако в итоге российскому лидеру удалось проявить характер и отстоять своё видение проблемы. Ни о каком доверии речи не шло. И никто не собирался его завоёвывать ценой отказа от собственных принципов. Страны Запада пытались включить в текст итогового коммьюнике по Сирии требование об отставке Башара Асада. Россия уверяла, что это — путь к хаосу в регионе. В результате упоминание о политическом будущем сирийского президента из коммьюнике убрали. «Путин одержал верх, — написал по этому поводу журнал The New Yorker, — ведь в отличие от других лидеров восьмёрки он точно знает, чего он хочет и что он готов сделать для достижения своей цели».

«Крепкий орешек»

Тем не менее надеяться на успех Женевской конференции было бы верхом наивности. Разве можно всерьёз говорить о мирных переговорах между Асадом и боевиками? Ведь гражданская война — это война на уничтожение. Представьте себе Владимира Ленина, который сидит за одним столом с адмиралом Колчаком и обсуждает детали будущего коалиционного правительства России.

На Западе очень опасаются, что сирийской правительственной армии удастся развить успех, который сопутствует ей после битвы за Кусейр. «Кровавый мясник Асад, — пишет консервативный журнал American Thinker, — того гляди приберёт страну к рукам, и нам пора уже проучить его». Накануне саммита США и Евросоюз обвинили Асада в использовании химического оружия и сняли эмбарго на поставки вооружений боевикам. Более того, в Вашингтоне всерьёз стала обсуждаться идея введения в Сирии бесполётной зоны, то есть повторение ливийского сценария. «Конечно, западные политики рассчитывали завалить Асада гораздо быстрее, — заявил в интервью «Однако» политолог Сергей Михеев, — но он оказался «крепким орешком». Сирийский президент организовал эффективное сопротивление, чего не удалось сделать Саддаму Хусейну и Муаммару Каддафи, несмотря на весь их грозный вид. И если Асад одержит военную победу над повстанцами, он будет диктовать свои условия на мирной конференции в Женеве. А этого Запад не потерпит».

Ведь как Россия, так и Запад не могут отказаться от поддержки своих клиентов без серьёзных имиджевых потерь. Путину не хотелось бы, чтобы его сравнивали с Медведевым, который в 2011 году сдал Каддафи. Обама устал от нападок республиканцев, которые называют его нерешительным и бесхребетным президентом. «Идет война, — говорят они, — гибнет целая нация, а Обама делает вид, что ничего не происходит, намечает какие-то красные черты. И даже когда ему докладывают о том, что Дамаск пустил в ход отравляющие вещества, он продолжает тянуть резину».

«Война по доверенности»?

Сирия становится камнем преткновения между Россией и Америкой, и многие говорят, что великие державы, как в старые добрые времена, ведут здесь «войну по доверенности». Конечно, аргументы российской стороны куда убедительнее. И когда на пресс-конференции Путина британская журналистка процитировала фразу Кэмерона о том, что у покровителей Асада — на руках кровь сирийских детей, российский президент осадил ее:

— Думаю, вы не будете отрицать, что вряд ли стоит поддерживать людей, которые не только убивают своих врагов, но вскрывают их тела и съедают их внутренности на глазах у публики и под камеры.

Ни для кого уже не секрет, что радикальные исламисты создают в Сирии самые боеспособные повстанческие отряды. Это и «Джабхат ан-Нусра», и родственные ей организации, которые соревнуются в жестокости и фанатизме. Недавно один из лидеров «Аль-Каиды» Абу Бакр аль-Багдади привёл с собой в Сирию отряды суннитских боевиков из Ирака и призвал к созданию исламского государства, объединяющего Левант и Ирак. Конечно, таким людям плевать на решение, которое примут в Женеве эмигранты, проживающие в пятизвёздочных отелях. И именно в их руки, скорее всего, попадет западное оружие.

На заседании «восьмёрки»Путин напомнил, что ООН рассматривает сейчас законопроект, запрещающий поставки оружия неправительственным вооружённым формированиям (кстати, разработан он британцами, которые особенно активно выступали за снятие эмбарго). Кроме того, в Евросоюзе с 90-х годов действует документ, запрещающий поставки оружия в зоны конфликтов. Но западных лидеров, похоже, это не волнует. Чтобы переломить ход войны, они готовы снабжать повстанцев противотанковыми и противовоздушными ракетами, теми самыми «стингерами», которые позволили в своё время «выгнать Советы из Афганистана».

При этом они еще отчитывают Москву, которая снабжает оружием «кровавый режим Асада» и планирует поставлять в Сирию зенитные батареи С-300 (что, безусловно, затруднит реализацию их затеи с бесполётной зоной). Однако Путин уверяет, что позиция России в этом смысле безупречна, как с моральной, так и с юридической точки зрения:

— Поставки поставкам рознь. Мы поставляем оружие по легальным контрактам легальному правительству.

«Бывает приятно посмотреть, — говорит Михеев, — как российский президент находит нужные слова в разговоре с западными лидерами, которые привыкли объясняться на каком-то птичьем языке. Им надо разбомбить неугодный режим — они начинают разговоры о свободе, о демократии, выдумывают сказки прохимическое оружие, которое никто в глаза не видел. Путин же, как мне кажется, возвращает их к реальности, к здравому смыслу».

Косово-2

Позиция России, которая отстаивает принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, вызывает в мире симпатии. И когда Запад пытается представить дело так, будто Москва одна поддерживает изгоя Асада, это неверно. Политика США и их союзников на Ближнем Востоке настораживает многих. Ведь они пытаются навязать миру систему, которая основывается на праве сильного: если Вашингтону по той или иной причине не понравился правитель иностранного государства, значит, он может быть смещён вооружённым путем. Такое поведение американцев вызывает раздражение и у противников атлантистской модели в Европе. «Я искренне рада, что Россия заняла твёрдую позицию в сирийском вопросе и всеми силами препятствует американской интервенции, — заявила в интервью «Однако» лидер французского Национального фронта Марин Лепен. — На саммите «восьмёрки» Путин заставил отступить других лидеров, и это вызвало резонанс в европейском обществе. Теперь, возможно, европейцы будут иначе смотреть на ситуацию в Сирии».

Однако западные элиты не заинтересованы в дипломатическом решении конфликта. Как отмечает Independent,«гражданская война, как бы это цинично не звучало, — в интересах США и ЕС, ведь она ослабляет Сирию — традиционного соперника в регионе — и отвлекает силы Ирана и «Хезболлы». Поэтому великие державы вряд ли добьются прорыва на мирной конференции в Женеве. Скорее повторится сценарий международной конференции в Рамбуйе, после провала которой началась эскалация косовского конфликта.

Дилемма Обамы

Очевидно, что сирийская гражданская война постепенно превращается в межрелигиозный конфликт, в который втягиваются все ключевые ближневосточные игроки. Фактически существуют два блока: шиитский и суннитский. В первый блок входят Иран, Ирак, где у власти сейчас шиитское правительство, «Хезболла» и режим Башара Асада. Во второй — Саудовская Аравия, Катар, Турция и Египет. Характерно, что решение «Хезболлы» принять участие в гражданской войне на стороне Асада резко осудили даже представители родственной ей организации ХАМАС. В общем, как отмечает французская газета Le Monde, «Ближний Восток всё больше напоминает средневековуюЕвропу, которая погрузилась в религиозные войны».

На данный момент побеждает шиитский блок. И, соответственно, Америка, которая поддерживает суннитов, теряет лицо. Но что если при поддержке Запада победу всё-таки одержат радикальные сунниты и устроят в Дамаске Варфоломеевскую ночь? Обама вряд ли заработает на этом политические очки и уж точно не войдёт в историю как президент-миротворец. Как говорят американцы, damned if you do and damned if you don’t (сделаешь ты это или нет, в любом случае, ты будешь проклят).

Если президент США откажется от поддержки боевиков, его заклюют республиканские ястребы. Два года подряд западные лидеры твердили одно и то же: «Асад должен уйти». Готовы ли они будут взять свои слова обратно и во всеуслышание заявить, что «с этим парнем всё-таки можно жить»? Вряд ли.

Поскольку о сухопутной интервенции не может быть и речи, западные державы попробуют ввести всё-таки бесполётную зону. Конечно, без согласия Совбеза ООН, в котором Россия обладает правом вето, принять необходимую резолюцию невозможно. Однако сославшись на масштабы сирийской катастрофы (на данный момент гражданская война унесла жизни более 70 тысяч человек), Запад попробует создать гуманитарный коридор безопасности. Таким образом, де-факто появится бесполётная демилитаризованная зона, в которой будут концентрироваться войска Свободной сирийской армии (Там они передохнут, получат новое оружие, реорганизуются). Естественно, Асад бросит в этот район свои танки и авиацию, и тогда повстанцы получат возможность, минуя ООН, обратиться к НАТО с просьбой предотвратить гуманитарную катастрофу и прислать на помощь свои самолёты.

Конечно, для сил Атлантического альянса не составит труда одержать победу в воздушных боях (израильтяне в своё время десятками уничтожали сирийские самолёты, не теряя при этом свои). Но необходимо будет также вывести из строя противовоздушную оборону (вспомним, как американские «томагавки» в течение двух суток уничтожили все средства ПВО Каддафи, и судьба его режима была решена). Правда, в сирийском случае сделать это будет непросто. И хотя Россия пока не поставила в Сирию зенитные батареи С-300, у режима Асада и без того мощная ПВО. Следовательно, западным странам придётся смириться с потерей своих самолётов, и, главное, лётчиков. И хотя пока общественность в Европе и США симпатизирует боевикам и считает Асада кровавым диктатором, уничтожающим свой народ, на Западе вы не найдёте никого, кто согласился бы пожертвовать хотя бы одним лётчиком ради падения «сирийского тирана».

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.