968929_538916859499274_841464568_n


16 мая в рамках 9 Международного музыкального фестиваля “Национальная галерея” в Ереване выступил известный российский балалаечник-виртуоз, обладатель множества премий, профессор, заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных Андрей Горбачев.

Впервые армянская публика получила возможность по достоинству оценить русский народный инструмент - балалайку, поскольку в нашей стране концертов такого рода еще не проводилось. Выступление Андрея Горбачева в дуэте с известной пианисткой, лауреатом различных международных конкурсов Натальей Шатохиной прошло в веселой и очень приятной атмосфере: музыкант шутил, рассказывал интересные истории из своей творческой жизни. Например, о своих выступлениях перед королевой Англии Елизаветой II, президентом России Борисом Ельциным, о своем творческом сотрудничестве с выдающимся пианистом Денисом Мацуевым и др. Затем музыкант плавно переходил к исполнению очередного произведения, но даже во время концерта умудрялся радовать публику: то очень к месту присвистнет, то проиграет известные “позывные” мобильного телефона “Нокия”, то “тяжело” вздохнет и “ойкнет” в процессе игры...

Дуэт Горбачев-Шатохина был ярким и эмоциональным, отличался безупречным техническим мастерством и оригинальными интерпретациями. Музыканты опровергли стереотип несовместимости двух таких разных инструментов, как фортепиано и балалайка - тембры этих двух инструментов сливались в весьма гармоничном “союзе” за счет особой, страстной манеры исполнения обоих музыкантов. На концерте прозвучали как классические произведения (Д.Скарлатти, Паганини и пр.), так и произведения современных композиторов, специально написавших для Горбачева (Е.Подгайц, М.Броннер и др.). Репертуар был отличный, как говорится, на все вкусы: и “Венецианский карнавал” Паганини, и зажигательная “Интродукция и Чардаш” А.Цыганкова, и концертная фантазия на тему “Кармен” П.Сарасате, и еврейские и белорусские мелодии, и даже фантазия на тему оперы Джорджа Гершвина “Порги и Бесс” И.Фролова. Присутствующие не скучали, носом не клевали, а от души радовались, хлопали, ибо играл Горбачев, если не как Бог, то во всяком случае, как настоящий мастер своего дела: слушателям этот инструмент “открылся” с совершенно новой стороны - звучание было совершенно не балалаечное, а напоминающее местами скрипичное или гитарное. Как отмечали специалисты, Горбачев значительно расширил технические и художественные возможности балалайки, разработав новые решения проблем, связанных со звукоизвлечением: тут и использование октавного тремоло, широкопозиционных аппликатур левой руки, гитарного пиццикато и т.д. Одним словом, Виртуоз с большой буквы. Его вызвали на “бис”, и вот тут-то “неожиданно выяснилось”, что за весь концерт балалаечник не исполнил ни одной русской народной мелодии, а потому к всеобщему одобрению сыграл всеми любимую “Калинку”. После концерта мы поговорили с Андреем Горбачевым и решили начать беседу в той шутливо-веселой манере, с какой музыкант общался с армянскими зрителями.

- В культовом советском фильме “Корона Российской империи” один из героев говорит фразу, давно ставшую крылатой: “...что этот самый русский инструмент - бабалайка ...есть музыкальный предмет большевиков...” А чем для вас является “музыкальный предмет большевиков”?

- Это моя жизнь. Инструмент в моих руках с пяти лет, и практически с ней не расстаюсь: это мой ребенок, моя жена, моя семья - это для меня все, практически судьба. Вообще-то меня привели в детскую музыкальную школу №1 Воронежа учиться на фортепиано. Но там работал приятель моей мамы, и он посоветовал отдать меня на балалайку. Мол, пианистов много, с работой в будущем будут проблемы, а в школе есть замечательный молодой педагог - тогда еще студент Иван Викторович Иншаков. Потрясающий энтузиаст, и я очень рад что попал к нему, что он взял меня, и вот у него я окончил и школу музыкальную, потом воронежский музыкальный колледж. А потом уехал в Москву, в Гнесинку (класс проф. П.И.Нечепоренко). Но вот та школа, что у меня есть - это все дал мне Иншаков. И мы сейчас вместе с ним издаем целую книгу, она называется “Современная школа игры на балайке”. Вот то, что вы сегодня слышали, - это не традиционная балайка, так на ней не играют. Это новая технология, которая появилась в последние десятилетия благодаря моим педагогам Иншакову, Нечепоренко. Да и сейчас есть исполнители, которые это дело развивают. Я, например, предложил способы звукоизвлечения, характерные для верхнего регистра балалайки, и мастером Е.Н.Виноградовым были впервые изготовлены инструменты с 31-им ладом. Инструмент этот очень интересен, он может абсолютно равноправно выступать с любым другим академическим инструментом. Другой вопрос, что в общественном сознании, конечно, балалайка пока еще фольклорный инструмент. Но пройдут столетия, и все встанет на свои места.

- Балалаечников, в отличие от тех же пианистов или скрипачей, сравнительно мало - профессия штучная. Вам не трудно приходится в плане работы?

- Знаете, здесь палка о двух концах. С одной стороны, вы правы - не так много исполнителей. Но, соответственно, конкуренции мало, и легче найти работу. Я вот не знаю безработных балалаечников. Есть востребованность. С другой стороны, у нас нет своей публики. Например, приехали к вам - здесь была фестивальная публика: сюда ведь пришли люди, которые доверяют организаторам, любят ваш фестиваль. Но, надеюсь, что теперь часть их станет и нашей. Правда, эта работа очень-очень длинного периода. Нам трудно - нет своей ниши. Когда позиционируют концерт, то он или классический, или джазовый, или фольклорный. А у нас репертуар - некий микс всего этого, и для менеджмента собрать публику на наш концерт - проблема. А потому мы выступаем в рамках фестивалей или “чужих” концертов, где публика “не твоя”, но становится нашей. В России, конечно, легче - там нас лучше знают и есть свои поклонники. Я много гастролировал по миру, выступал с коллективами инструментов и симфоническими оркестрами. В частности, Президентским оркестром РФ, множеством российских оркестров, Вашингтонским Amerikan Balalaika Symphony, SWR symphonyorchestra (Германия), Баварским камерным симфоническим оркестром, симфоническим оркестром филармонии Северной Чехии (г.Тепличе, Чехия), Ааргуаэр симфони оркестра (Швейцария). Кроме этого, занимаюсь преподавательской деятельностью в РАМ им. Гнесиных, провожу мастер-классы в России и за рубежом, являюсь автором учебников для вузов, учебно-методических пособий по игре на балалайке (в соавторстве с Иншаковым), “Антологии литературы для балалайки” и т.д. Так что не жалуюсь. Нам пока везет - есть перспектива, пока китайцы еще не освоили балалайку. У них пока на ней играет пять человек. И это небольшая конкуренция в будущем. Вот у пианистов в этом смысле уже проблемы: у них уже восемь миллионов играет на пианино, да еще там преподает наша советская профессура... Плюс их потрясающая работоспособность, которая не идет ни в какое сравнение с нашей. В общем проблемы у пианистов будут лет через 15-20. А у балалаечников они будут лет через 50. Так что время у нас есть.

- Это ведь ваш первый приезд в Армению?

- Да, в Армении я в первый раз. Когда я впервые вышел на профессиональную сцену, Советский Союз уже перестал существовать. С гастролями стало сложно, и я очень рад, что организаторы фестиваля “Национальная галерея” пригласили меня. Это знак. Очень хороший знак. У нас ведь очень тесные взаимные связи между Арменией и Россией - исторические, культурные, гуманитарные. И мы это очень чувствуем. У вас очень доброжелательно к нам относятся. К слову, приезжая в Прибалтику, мы, мягко говоря, чувствуем обратное. Там запрещают говорить по-русски, правда, все же говорят... А в Армении к нам очень тепло относятся, это действительно очень близкий нам народ.

В этот раз я не подготовил армянскую музыку, но, думаю, в следующий раз сумею порадовать вас. У нас есть проект с композитором Ольгой Осиповой - она написала “Шаман-концерт” для балалайки с оркестром. И у нее изначально была идея ввести в концерт армянский дудук, она даже хотела купить инструмент. Но прямых таких контактов с Арменией не было, и она заменила дудук другими инструментами. Но теперь, думаю, мы к этой идее вернемся: армянский дудук обязательно надо использовать, ибо это колоссальная техника. Есть еще одна идея - сделать двойной концерт для балайки и ситара. Есть один американский композитор, он заинтересовался. Здесь нужно, чтобы было два исполнителя: сегодня композиторы пишут под исполнителя. Но, конечно, хотелось больше знакомиться с вашей культурой, чтоб было больше фестивальных обменов. Можно и в вашей консерватории что-то сделать на кафедре струнных инструментов. Если будет какое-то предложение, я с удовольствием откликнусь.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.