Парламент Армении на специальном заседании во
вторник избрал лидера армянской оппозиции Никола Пашиняна на пост премьер-министра. За кандидатуру Пашиняна проголосовали 59 депутатов, против - 42 Таким образом, Пашинян стал премьер-министром, которого поддерживает парламентское меньшинство. А это может вызвать определенные сложности в процессе реализации полномочий на посту главы исполнительной власти страны.

Для того, чтобы разобраться в этой сложной политической конфигурации, агентство
"Новости-Армения" обратилось к директору Института Кавказа, политологу Александру
Искандаряну.

"Новости-Армения" – Можно ли сейчас говорить о каких-либо конфигурациях в новом правительстве? Будет ли это правительство национального согласия, о котором многие уже говорят?

А. Искандарян - Я думаю, что формирование правительства национального согласия или
единства – это один из вариантов развития событий, так как говорить о формировании
органа исполнительной власти меньшинства трудно. Сколько-нибудь серьезной
политической силы, которая представляет Пашиняна, не существует, и даже блок "Елк"
миноритарен. Нужно набирать людей из других политических сил, причем именно
отдельных людей - необязательно делать это путем соглашения с целыми партиями или
силами.

Очевидно, что это правительство будет временным, до тех пор, пока не будет изменён ряд законов, в частности, Избирательный кодекс. Вопрос о том, когда пройдут новые выборы и будет объявлено о роспуске парламента - это проблема техническая. Но до этого нужно "надуть" некую политическую силу, которая собственно и поддержит Пашиняна. Будет ли это его партия "Гражданский договор" или что-то другое, это не очень важный вопрос. Вопрос в том, что это нужно делать сравнительно быстро.

"Новости-Армения" – На Ваш взгляд, какие политические силы будут основными соперниками или конкурентами Пашиняна в ходе внеочередных парламентских выборов?

А. Искандарян – Реальность меняется довольно динамично, и сейчас говорить о том, кто будет участвовать в выборах, которые состоятся неясно когда, я бы не стал. Важно то, что будет меняться политическая реальность, и она уже меняется.

Та же самая РПА 1-го мая уже вела себя как классическая оппозиция, которая задает много вопросов властям. Это переформатирование РПА приведет к тому, что она будет "рассыпаться", некоторые люди выйдут из фракции, но она будет пытаться себя сохранить. Смогут ли они это сделать или нет, изменится ли ситуация с популярностью Пашиняна, покажет время. Также неясно, сможет ли Пашинян сформировать свою политическую силу и осуществят ли республиканцы ребрендинг.

Что касается Гагика Царукяна (лидер партии "Процветающая Армения" и фракции "Блок
"Царукян" - ред.), то он, скорее всего, сохранит свою нынешнюю позицию, так как он
необходим, чтобы изменить целый ряд законов, которые требуют голосов 63 депутатов.

Это серьезная цифра, которую нужно обеспечивать. Что касается дашнаков, то у них есть свой стабильный электорат, но будет ли его достаточно для преодоления 5%-го барьера и вхождения в парламент - покажет время. Будут ли образовываться новые политические силы? Да, конечно, будут, так как поле будет меняться.

"Новости-Армения" – Как будет премьер-министр Пашинян работать в условиях
парламентского большинства РПА? Каким вы видите его сотрудничество с этим
большинством?

А. Искандарян – Прежде всего ему придется договариваться с Царукяном, что будет даже сложнее, чем с РПА. Так как если от республиканцев ему нужны только "кусочки", то на Царукяна ему нужно опираться, следовательно, идти на уступки. Что же касается республиканцев, то будет идти процесс переманивания их с одной стороны, а с другой стороны будут вестись переговоры на тему их дальнейшего пребывания в политике. Однако есть и другая проблема - переговоры и достигнутые договоренности не всегда соблюдаются. 
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.