132812 (1)
От авторов фильма “Сон белого барашка”

Прошедшая недавно в ереванском кинотеатре “Москва” премьера фильма “Сон белого барашка” (производство новой киностудии “Арев”) - событие в отечественном кинематографе знаковое и, если так можно выразиться, обозначающее новую точку отсчета в развитии отечественного кино. Так во всяком случае, думали многие, присутствующие на премьере, пришедшие поздравить руководителя студии “Арев” режиссера Гранта Варданяна сразу с двумя событиями: премьерой “первенца” студии и презентацией самой студии “Арев”.

Как объясняли после показа наши кинокритики, малый жанр художественного игрового кино (попросту говоря, короткометражки), столь любимый и популярный в народе, был в свое время незаслуженно забыт отечественными кинопроизводителями. Даже в советские годы (когда существовало нормальное государственное финансирование художественных кинолент), режиссеры, “выбив” финансирование, по понятным причинам старались больше снять картины крупномасштабные - эпохальные, полнометражные и даже в двухсерийном и более киноформате. Ну, а жанр короткометражки был не столь “привлекателен”, хотя бы с той же финансовой точки зрения. Хотя необходимо признать, этот жанр дает создателям великолепную возможность для самовыражения. Яркий тому пример - “Сон белого барашка”, представленный армянскому зрителю.

Поскольку известно, что на общедоступные экраны фильм пока не выйдет (он направлен для участия в нескольких престижных международных кинофестивалях), стоит сказать пару слов о сюжете. Итак, “повествование” в этой небольшой (хронометраж - четверть часа) картине - сон барашка: прекрасные зеленые луга, его мирно пасущиеся сородичи, цветы, солнце и голубое небо. И вдруг, о ужас! Его покупают какие-то люди для жертвоприношения (матаха). И люди эти какие-то “странные” и не очень приятные по своей внешней сути: великан с забинтованным пальцем, братья-близнецы, “непонятные” супружеские(?) пары (например, полумафиозные муж и жена), “страшная” старуха и др. - одним словом, человеческий “паноптикум”. Все они мрачно собрались вокруг жертвы и равнодушно ждут момента заклания. И вот в самый критический момент, когда нож уже полоснул по горлу жертвенного животного, на выручку ему приходит нежно любимый барашком чабан (главная роль в фильме, и ее с блеском исполнил любимый певец и актер Арамо), который спасает своего любимца, доставляет его в больницу, в реанимацию…

Сон барашка продолжается, в течение которого цивилизация пересматривает свою систему ценностей: на его защиту поднимается все прогрессивное человечество. По всему миру начинаются митинги и демонстрации, по телеканалам и мировым СМИ идут многочисленные ток-шоу и срочные информвыпуски… Весь мир “кричит” о недопустимости жертвоприношения и выступает за права... барана. Когда же барашек, вылечившись, выходит из больницы, то те самые злые люди, которые чуть было не сделали из него хашламу, встречают его с покаянными улыбками и любовью, дарят вкусности и даже воздвигают памятник… Последний заслуживает отдельного упоминания: его специально для съемок изваял художник фильма Раф Хачатрян. Это была настоящая статуя барана: золотого такого, с крупными витыми рогами, эдакий упитанный телец, который даже в реквизиторской внушал особое уважение к собственной персоне своей откормленной и величественной статью.

Финал у фильма, естественно, трагичный: любимый хозяин-чабан, как и следовало ожидать, уже в реальности продает выздоровевшего барашка тем самым людям... на матах, на хашламу. За тридцать денежных единиц…

Повествование, сотканное из гротеска, абсурда и трагико-фарса с элементами комедии - взгляд на наш мир глазами барашка - наводит на вполне серьезные философские раздумья о смысле жизни, верности, дружбе, любви и ...предательстве. Кто мы - люди или бессловесное блеющее стадо, как относимся к себе и окружающим, что возводим на пьедестал и чему поклоняемся??? Художественные приемы, использованные режиссером, по своей сути стали моральным мессиджем - призывом к людям, обязанным пересмотреть взаимоотношения Человек - Природа, Человек - Человек, Человек - Мир. Что касается отдельных фишек фильма, то в нем почти нет диалогов и вообще “нормальных” разговоров: в основном звучит абракадабра, имитирующая “бараний язык”- “ба-ба-ба”, “бе-бе-бе”... Но все более чем понятно, и оттого очень смешно и... поучительно. Авторами продумано все: и картинка, и звук, и свет, и эмоции на экране, что, на наш взгляд, соответствует самым высоким требованиям. И в этом - стиль работы известного Гранта Варданяна, который сам, пожалуй, весьма единичное явление в отечественном кинематографе. То самое явление, опираясь на наличие которого, веришь, что в нем (нашем кино) не все еще потеряно, а только начинается. Начинается новое, гармоничное отхождение от китча, безвкусицы или, если хотите, “рабизиады”…

Музыку к фильму написал Арамо, а кино мы смотрим “глазами” прекрасного оператора Ваагна Тер-Акопяна, который снимал фильм в живописных районах Армении - в Гюмри, Апаране (на склонах древнего Аралера), Ереване. Особо следует отметить главное действующее лицо - полуторамесячного ягненка, которого в съемочной суматохе даже “забыли” как-то назвать. Но зато из него получился нормальный, полноценный “актер” кино. Кое-кто из съемочной группы вполне серьезно уверял, что ягненок при команде “мотор” в буквальном смысле этого слова преображался: начинал вышагивать по поляне и щипать травку с гораздо более творческим видом. Здесь нелишне отметить, что, как и полагается, “ни одно животное в фильме не пострадало”- герой фильма, барашек, несмотря на свою страшную киношную участь, в реальности жив, здоров и уже довольно упитан...

В общей сложности, весь съемочный процесс длился неделю, а картину снимали на свой страх и риск, без наличия заказчика, при поддержке друзей. В наших нынешних непростых реалиях этот шаг сам по себе более чем нестандартный и смелый. Ведь еще неизвестно, как оно потом все сложится, как окупится. Ведь кино - удовольствие не из дешевых, и то, что нет в наличии заказчика, способного хотя бы по минимуму обеспечить часть затрат на производство полноценного игрового фильма, непривычно для нашей “киношной” действительности. Хотя и радует - с точки зрения энтузиазма автора и его команды, не заморачивающихся по поводу таких “низменных” вопросов, как “делать за свой счет”. Люди просто работали и получали удовольствие, от самой задумки фильма и процесса. Главное - были люди, оказавшие содействие в создании картины, люди, которым оказалась близка история, придуманная Грантом Варданяном (он еще и сценарист фильма). Среди них - первая леди Армении Рита Саргсян, Александр Есаян, Армен Карапогосян, Александр Мнацаканян, Манвел Бадалян, Ваге Ягубян и другие, небезразличные к кинематографическому искусству лица.

Сам режиссер Грант Варданян считает, что эта история будет понятна всем, независимо от национальности и религии: “не предавай, чтобы тебя самого не предали”.

- Наше кино о вечных, непреходящих ценностях - кино о добре и зле, о радости и смысле бытия… О тех самых, если хотите, библейских заповедях, которые составляют нравственную основу человеческого общества, социума… Ну и, пожалуй, о том, как в нашем современном, злом мире сплошь и рядом встречается явление, когда пастырь, призванный вести свой народ, становится Иудой, предателем, способным продать за тридцать сребреников… Или какая еще там валюта в ходу…

Мы же убеждены, что в ближайшей перспективе “Сон белого барашка” не только возьмет какие-то призы на престижных кинофестивалях, но и обязательно полюбится нашему отечественному зрителю. Не может не полюбиться, потому что злободневен (выдержан в духе времени), красиво и мастерски сделан… Очень хотелось бы, чтобы “матах” от Гранта Варданяна не стал еще одной бессмысленно-неоцененной жертвой, принесенной автором на алтарь нашего кинематографа. Потому что авторам действительно было что рассказать, что показать зрителю. И фильм своей цели добился. А потому хотелось бы, чтоб “Сон белого барашка” стал доступен и более широкому кругу зрителей.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.