В течение почти целого века исламизированные армяне, живущие в горах Дерсима, на востоке Турции были обречены на молчание, чтоб избежать преследований. Но некоторые из них решили заявить о своем существовании, собравшись в среду почтить память жертв Геноцида.
Ворча на своих котов и армянский язык своего мужа, бодрая восьмидесятилетняя Tahire Aslanpençesi собирает воедино свои скудные сведения о трагических событиях 1915 года, которые пережили ее родные. "Моя мать мне рассказала, как была депортирована ее семья. Она в то время была еще ребенком.  Её мать хотела бросить дочку в воду от отчаяния, но потом отказалась от этой мысли",- рассказывает Tahire Aslanpençesi. "Мать мне сказала, что она предпочла бы быть брошенной в воду, так ей не пришлось бы пережить всё то, что она перенесла", - добавила она.
 Сотни тысяч армян погибли во время депортации и массовых убийств, которые произошли во время Первой Мировой войны на территории Османской империи, наследницей которой стала современная Турция. Армяне говорят о полутора миллионах жертв, многие страны официально признали эти данные.  Анкара это число отрицает.
Между тем были армяне, которые выжили и продолжили жить на своей земле, но им пришлось пожертвовать своим языком и верой,  как это сделала мать Tahire.
"Мы армяне, но мы мусульмане. Это мой прадед Бедрос(Петрос) принял мусульманство. Он взял себе имя Абдулла, а сына назвал Мустафой. Прадед стал мусульманином, потому что у него не было выбора", - рассказывает Ибрагим Бозтас, 79 лет. Бедрос также стал алевитом.  Эта конфессия очень распространена среди курдов Дерсима(на сегодня  провинция Тунсем).  Несомненно, именно их терпимость помогла спастись многим армянам, больше, чем где-либо.
Чтобв избежать новых испытаний, многие потомки Бердроса заключили браки  с одним из курдских кланов, с которыми они жили в маленькой деревне Alanyazi. Впрочем, они так и не смешались с остальными. "Мы себя считаем армянами, да и они нам об этом напоминают. Неважно, сколькие из их дочерей вышли замуж за нас, и сколько наших вышло за них. Они продолжают говорить, что мы армяне."  Семья не была лишена притеснений из-за своего происхождения: захват земель, унизительные проверки мужчин (военные хотели удостовериться, что они действительно обрезаны), пытки одного из членов семьи.
Именно эти и многие другие причины заставили выбрать молчание. "Во всех селах Дерсима есть такие, как мы: люди, которые на самом деле являются армянами. Воможно, не совсем, как мы, потому что многие из них прячутся, а некоторые не придают этому большого значения."- считает Мустафа Бозтас, 42 лет, один из сыновей Ибрагима.Как бы то ни было он предпочел признать свои корни. Мустафа живет в Измире и назвал свою строительную компанию "Бедрос", чтобы возродилось имя его предка. И он заявил, что готов принять участие в среду в городе Тунджели в мероприятиях, посвященных  Геноциду,  а также призвать  армян в Турции "заявить о своем существовании."
Эту же цель преследует и ассоциация "Армяне Дерсима", организовавшая это мероприятие.
"Мы хотели быть первой организацией, которая в Турции отметит годовщину Геноцида. В то же время это  позволит людям свободнее выражаться и проявлять больший интерес ко всему тому, что осталось здесь от христианства,- объясняет Miran Pirginç Gültekin, президент ассоциации, созданной 3 года назад. На сегодня в ассоциации 80 человек.
24 апреля- день памяти жертв Геноцида.
Признание Геноцида всё еще тема табу в Турции. Лишь в Стамбуре и Диярбакире состоялись мероприятия, посвященные памяти жертв Геноцида 1915 года.
На фотографии  Tahire Aslanpençesi и ее муж Hidir, исламизированные армяне, проживающие в горах Дерсима.

Видео смотрите здесь 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.