«Каждый день войны –  это целая история»Сурен Еремович Оганесян родился в 1920 году. Великую Отечественную войну он прошел от начала до Победы. Он был политруком роты под Сталинградом, потом замполитом полка легендарной 89-ой армянской Таманской дивизии. Сейчас он возглавляет совет ветеранов Таманской дивизии. В рамках празднования 70-летия победы в Сталинградской битве корреспондент журнала «Стратегии развития» встретилась с этим героем, который, несмотря на возраст и ранения, время от времени дающие о себе знать, бодр и оптимистичен.

Сурен Еремович, как начался Ваш боевой путь?

Я пошел в армию 1 октября 1941 года. Я был на последнем курсе юридического факультета Ереванского государственного университета. Трудно быть политруком в армии, потому что это представитель тогда единственной партии - коммунистической партии. Нужно было не только претерпевать испытания, но и показывать высший пример всем остальным. Поэтому среди погибших очень много политруков. Они первые поднимали солдат на бой...

Таманская дивизия прошла через всю Вашу жизнь, в ее составе Вы прошли всю войну до победного конца...


Таманская дивизия была сформирована в декабре 1941 года в Ереване как 474-я стрелковая дивизия. Она прошла 7250 километров, из них 5 тысяч в боях, участвуя в освобождениях более 900 населённых пунктов. Боевой путь 89-й стрелковой дивизии велик: 1942-1943 - битва за Кавказ, 1942-1943 - Сталинградская битва, 1943 - Ростовская наступательная операция, 1943 - Донбасская наступательная операция, 1944 - Крымская наступательная операция, 1944 - освобождение Севастополя, 1944 - Львовско-Сандомирская операция, 1945 - Берлинская операция, 1945 - Пражская операция, 1945 - штурм Берлина.
В октябре 1943-го за выполнение боевых задач дивизии было присвоено почётное звание «Таманская». Один из её полков под руководством подполковника Ерванда Карапетяна прорвал оборонительную линию врага на горе Долгая в районе Таманского полуострова. Здесь в боях за освобождение Кубани сержант Унан Аветисян, спасая товарищей, закрыл телом амбразуру дзота и шагнул в бессмертие. Кроме него, звания Героя Советского Союза в этих боях удостоились Сурен Аракелян и Джаган Караханян. В декабре дивизия вступает в ожесточённые бои по освобождению Керченского полуострова, 18 апреля 1944 года 89-я стрелковая дивизия освободила Балаклаву. Павших воинов дивизии похоронили у городского кладбища и у подножия Горной высоты, а уже в конце апреля 1944-го был освобожден город Керчь. Дивизия получила за участие в этой операции орден Красной Звезды. Крымская операция и, в частности, Севастопольская кампания в мае того же года принесла дивизии орден Красного Знамени, в этих боях 5 солдат удостоились звания Героя Советского Союза, а два полка стали называться «Севастопольскими».
89-я Армянская Таманская дивизия - единственная из всех национальных формирований, приняла участие в штурме Берлина и разгромила сильный гарнизон, укрепившийся в центре столицы Хумбольдт-Хайне, взяла 6 тысяч пленных военных и 6 тысяч граждан, которые закрылись в крепости.
За эту операцию дивизия была награждена орденом Кутузова II степени. Огромную роль в успехах дивизии сыграл её командир генерал-майор Нвер Сафарян, человек всесторонне подготовленный в военном отношении и постоянно повышавший боевую выучку личного состава в период затишья.
2 мая в 3 часа дня закончились боевые действия взятия Берлина. Мы перед Рейхстагом танцевали наш национальный танец кочари, не только празднуя Победу и показывая боевой дух советского солдата, но и показывая то, что армянский народ жив, что совместным планам немцев и турков по уничтожению армян не суждено сбыться. С нас хватило 1915 года, когда по приказанию немецких руководителей были вырезаны армяне.
После этого, по личному приказу Сталина, дивизия сохранилась и вернулась в Армению. И с 1945 года по 1956 год дивизия действовала в Армении в составе Закавказского военного округа.
В составе дивизии во время военных действий участвовало 15 тысяч человек, из них около 8 тысяч героически погибли. 12 тысяч бойцов были награждены боевыми орденами и медалями. Это единственный случай, когда именными наградами награждено столько бойцов из одной дивизии.
После войны я еще полтора года служил, был комиссаром 390-го стрелкового полка Таманской дивизии. Освободился как инвалид войны. Тогда комиссия определила, что я уже не могу служить в действующей армии после двух ранений и одной контузии. С 10 мая 1965 года я – член совета ветеранов Таманской дивизии, в 1983 году стал заместителем председателя и последние 23 года являюсь председателем этой организации.
Я хочу обязательно принять участие в праздновании 70-летия взятия Берлина и Победы, поэтому я обязательно должен прожить еще два года (смеется).

Расскажите об испытании Сталинградской битвой...

Сталинградская битва, определившая исход войны, была очень тяжелой. Много жертв, среди которых только 30 тысяч армян... В ходе борьбы за Сталинград немцы поняли, что их победа уже не реальна. Курская битва утвердила, что это действительно так.
Недавно я был приглашен на праздничные мероприятия, посвященные 70-летию победы в Сталинградской битве. Нас очень хорошо приняли. Город возрожден. И в этом большая заслуга армян. К примеру, в восстановлении Сталинграда участвовал архитектор Каро Алабян.
Мы часто ездим по школам, особенно в важные дни хода войны, и рассказываем детям, что происходило в этот день. Каждый день войны – это целая история, каждый шаг – как праздник. Бывало так, что за два дня мы брали четыре города. Представляете, каким был боевой дух состава дивизии. В нашей дивизии в основном все были молодые. Около 10 тысяч – комсомольцы. Таманская дивизия – это дух молодежи. Это хороший пример подрастающему поколению.
По ночам я переношусь в те дни – это забыть невозможно. Есть участники войны, например, артиллеристы, которые немцев в глаза не видели, пехота же брала все самое сложное на себя.

Можно ли сравнить Сталинградскую битву с боем за Сардарапат?

В Сардарапатской битве участвовал простой народ, что, конечно, показывает дух армянской нации. Это прекрасный пример стойкости. Кто думает о своем освобождении, тот всегда победит. Мы освобождали нашу землю, тогда как немцы хотели оккупировать чужие территории. Немцев было в 3-4 раза больше нас, но мы выстояли. Есть большая разница между двумя битвами, и разница эта в масштабах. А роднит обе битвы то, что они были судьбоносными и поворотными. В Сталинградской битве фактически решался вопрос «быть или не быть» народам Советского Союза, как и в Сардарапатской битве ставился вопрос существования вообще армянского народа. После обеих битв ход войны в целом поменялся (майские сражения в Армении закончились победой).
Сурен Еремович, угощая корреспондента яблоками и печеньем, достал из сейфа папку с фотографиями и грамотами и продолжил рассказ. Это была настоящая повесть с фотографиями. Насколько четко, ярко не только даты, но даже часы и минуты врезались в память этого редкого человека.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.