Саудовский след: почему переговоры по Сирии приводят к обострению в Донбассе

Изучая нюансы сложнейшего «сирийского сюжета», следует признать фактом, что военно-политическая инициатива президента Российской Федерации Владимира Путина на ближневосточном направлении не просто застопорила триумфальное шествие хаоса в этом ключевом регионе планеты, но и повлекла за собой дополнительное ответвление сюжета, вынудившее выйти из тени мало кем учитываемого, но крайне опасного игрока. Иначе говоря, своим вмешательством и очевидными успехами в сирийской войне Москва «перешла дорогу» весьма влиятельным силам — в масштабах Ближнего Востока и в более глобальном смысле. В первую очередь, Саудовской Аравии.

Сегодня это особенно заметно на примере переговоров о будущем сирийской государственности, ключевые раунды которых проходят в казахстанской Астане. Совсем недавно там состоялись очередные трехсторонние консультации по Сирии, на которых присутствовали представители официальных властей и сирийской оппозиции, а также страны-гаранты в лице России, Турции и Ирана. В переговорах принимал участие и специальный представитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Также были приглашены американцы, которые, правда, ограничились тем, что послали на встречу в качестве наблюдателя посла США в Казахстане Джорджа Крола.

А вот представители других стран Ближнего Востока, в первую очередь Катара и Саудовской Аравии, на переговоры приглашены не были. Как не участвовали в них и группировки «Исламское государство» и «Джабхат ан-Нусра» (террористические организации, запрещенные в РФ), а также представители сирийских курдов из Демократического союза. На неприемлемости присутствия последних на переговорах настояла Турция.

В чем же заключался смысл саудитского отсутствия?

А и Б сидели на трубе…

На первый взгляд, Саудовская Аравия — страна не из «первого ряда», даже по ближневосточным меркам. В России к ней принято относиться с некоторым пренебрежением, даже большим, чем к Катару, потому что последний, будучи симбионтом Лондона, все же хотел бы инвестировать средства в российскую экономику. Тогда как Эр-Рияд, кооперируясь со Штатами, не готов иметь с Россией вообще никаких дел — и, как кажется, кроме взаимной вежливости, Россию с Королевством Саудовской Аравии не связывает ничего.

Однако это не совсем так. Безусловно, экономика Королевства почти исключительно «нефтяная», однако у нее есть ряд важных особенностей. В первую очередь, это огромный объем накопленных денежных средств. Причем, в отличие от Российской Федерации, которая использует нефтегазовые доходы в рамках сложной процедуры бюджетирования, в Королевстве эти деньги являются фактически «общаком», жестко контролируемым и столь же жестко расходуемым: все решения по стратегическому вложению средств саудовского «стабфонда» в рамках долгосрочной политики принимает лично король.

Вот эти-то колоссальные ресурсы саудиты уже многие десятилетия систематически вкладывают во внешнюю политику — то есть в укрепление своего влияния в мире. Естественно, вложения идут, в первую очередь, в исламский мир: Эр-Рияд финансирует строительство мечетей, спонсирует исламское образование, повсеместно поддерживает исламистских радикалов... Но далеко не только их.

Саудовский след: почему переговоры по Сирии приводят к обострению в Донбассе

Саудовский след: почему переговоры по Сирии приводят к обострению в Донбассеflickr.com

Наша Хиллари проиграла! О, черт!

Ряд скандалов последнего времени, в ходе которых выяснилось, что уважаемые лоббистские фирмы, формально работавшие с некими бизнес-структурами, на самом деле, финансировались по официальным каналам саудитов, шокировали западное общество. Оказалось, что самые крупные суммы саудовских денег в последние десятилетия вкладывались песчаными королями отнюдь не в облигации американской ФРС, но в лоббирование интересов Эр-Рияда в истеблишменте США. А то и напрямую шли на продвижение американских политиков высшего эшелона, включая верхние его ступени — вплоть до Овального кабинета.

В самом деле, саудиты всегда поддерживали Барака Обаму, а он всегда (неважно, исповедует ли бывший американский президент ислам или нет) отстаивал и продвигал их интересы. В частности, как уже не раз было сказано, за все последние десятилетия в Америке не было администрации более враждебной к давнему союзнику США на Ближнем Востоке — Израилю, — нежели ушедшая администрация Обамы.

Равным образом, на минувших выборах в США ставка Эр-Рияда была сделана на давно и тесно связанную с саудитами Хиллари Клинтон. Ближайшей советницей и наперсницей которой — по словам самой «Леди Вау», «второй дочерью, по духу ближе, чем Челси», — была Хума Абедин, обладательница саудовско-американского гражданства, да еще и происходящая из семьи руководителя одной из спецслужб Королевства. Никто из серьезных экспертов не сомневался, что победа демократов принесет миссис Абедин если не пост госсекретаря, то нечто не менее влиятельное, — и это пойдет только на пользу Эр-Рияду.

Впрочем, это отдельная большая история, в нее нет смысла сейчас углубляться, но факт остается факт: при всем старании Обамы, решить стратегически важный для дома Саудов «шиитский» вопрос до ухода из Белого дома ему так и не удалось. Ну а Хиллари, вопреки всем ожиданиями, проиграла. Следовательно, проиграла и «большая американская ставка» саудитов, которая, в случае успеха, наверняка склонила бы на их сторону чашу весов ситуацию в Сирии, Йемене и еще много где. Американское прикрытие саудовских интересов на Ближнем Востоке во многом оказалось подорвано, и это немедленно привело к проблемам для Эр-Рияда в Сирии, которая для него важна не менее, чем для России — Украина.

«Исламские интересы» в Киеве

И вот парадокс: у саудитов по-прежнему очень много денег, но вкладывать их а администрацию Дональда Трампа бессмысленно. Где брать силовой ресурс, тоже не совсем понятно. Неплохие возможности Катара, подгонявшего Королевству наемников, сильно обрезаны после недавних договоренностей Москвы с Дохой по «Роснефти». Собственная армия Королевства традиционно воюет неважно, если не сказать — провально (к тому же занята в Йемене, где все очень не слава Аллаху). Что касается «гибридных войск» (террористов) в Сирии, то даже они оказались предсказуемо слабы и стали терпеть поражения. В связи с чем прямо сейчас саудиты лихорадочно стараются найти выход из непростой ситуации.

В этом смысле, есть смысл присмотреться к последним контактам киевских властей с зачастившими на Украину представителями Эр-Рияда — не самого высокого уровня, но самого разного статуса. Контакты эти, на первый взгляд, совершенно непонятны, потому что точек пересечения у этих двух стран практически нет. В связи с чем ряд египетских и ливанских журналистов в последнее время осторожно объясняют интерес саудитов к Киеву вероятностью обострения конфликта на Украине, в создавшейся ситуации способное очень помочь Королевству.

Саудовский след: почему переговоры по Сирии приводят к обострению в Донбассе

Саудовский след: почему переговоры по Сирии приводят к обострению в Донбассеpresident.gov.ua / Пресс-служба президента Украины

Если Киев будет достаточно настырен и республикам Донецка и Луганска возникнет по-настоящему серьезная угроза, то президенту России придется либо незамедлительно отвлечь ресурсы от Сирии, либо достаточно быстро получить в Донбассе неприкрытое никаким хитрым пиаром очень неприятное и болезненное поражение.

Высока вероятность того — и в этом состоит основной расчет саудитов, — что при таком развитии событий российскому руководству все-таки придется прекращать затянувшуюся сирийскую кампанию и заниматься Донбассом. Насколько это возможно? Эксперты, просчитывающие этот сугубо гипотетический вариант, полагают вероятность подобного сценария достаточно высокой.

Во-первых, украинская верхушка традиционно продажна сверху донизу, да еще и, по меркам мировых финансов, очень бедна. Их всех можно недорого купить оптом. По сравнению с деньгами, которые саудиты уже вложили в войну в Сирии и ее внешнеполитическое прикрытие, это копейки. А украинские «ястребы», помимо прочего, готовы брать деньги на войну с «москалями» у кого угодно.

Во-вторых, влияния на американскую политику Саудовская Аравия полностью не утратила, причем это влияние распространяется как раз на «хозяев» киевской хунты — то есть на тех, кто приводил ее к власти. В данной ситуации заставить американцев прямо за себя заступиться (или «оттащить» подальше от зоны их интересов российский контингент, прикрывающий ЛНР и ДНР с территории России) саудиты сейчас не могут, зато убедить своих друзей в Вашингтоне пожертвовать для этих целей украинской армией — задача куда более простая. Главное, у них есть большие деньги, которые они готовы тратить (и уже давно и систематически тратят) на защиту своих интересов.

Думается, вероятность развития ситуации в таком направлении следовало бы учесть всем заинтересованным сторонам в России. Тем более что последнее обострение боевых действий в Донбассе в этом случае получает весьма логичное объяснение.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.