Это "текстовка" авторской программы на Арцахском ТВ, которая вышла в эфир где-то в октябре-ноября. Ничего нового, впрочем  формат обзора на ТВ не предполагает новизну. К сожалению идеи могут стать актуальными для Армении.

Рачья Арзуманян
Движение протеста как политический инструмент

Движения  протеста, прокатывающихся по всему миру, показали себя не только в качестве эффективной стратегии по борьбе за экономические или социальные права, стремлением правительств перейти к режиму  жесткой экономии и проч. но и в качестве политического и даже геополитического инструмента. В рамках статьи рассматриваются формы и методы протестного движения, которые перерастают в борьбу за власть и  разворачиваются на политической и даже геополитической аренах

Протестное движение как и повстанческая активностью, с которой оно имеет схожие черты, представляют собой асимметричные формы борьбы, в которой участники не могут достичь успеха через использование прямого насилия и должны опираться на поддержку населения. В обоих случаях, чтобы эффективно противодействовать государственной машине, они должны найти или создать и затем использовать уязвимости государственной машины и общества. 
Однако движения протеста не столь открыто опираются на вооруженное насилие, как повстанческая активность. Для последней вооруженное насилие является неотъемлемой частью борьбы, в то время как движения протеста могут использовать, например, тактику переговоров, чтобы добиться уступок от государства или корпораций. Иногда протесты могут поощрять и инициировать повстанческую активность, что можно было видеть на протяжении Арабской весны, когда движение протеста, проходя этапы развития, в конечном счете превращалось в повстанческую борьбу. В случае Ливии, Сирии эскалация насилия привела к тому, что повстанческая активность в конечном счете полностью вытеснила тактику протеста. 
Тем не менее, не все протесты развиваются в мятеж и основная задача государства  суметь разглядеть, какие движения в состоянии поставить перед собой задачу свержения власти, а какие так и останутся инициативой, ставящей перед собой локальные цели и задачи. Одним из методов анализа рассматривает тактику движений и структуры и возможности государства, против которых разворачивается протест.
Движения протеста на начальном этапе обладает несравненно меньшими ресурсами, нежели государство, против которого оно вступает в асимметричное противоборство. Это  позволяет власти достаточно легко справиться с угрозой, если она правильно идентифицируется. Чтобы движение выжило и оказалось успешным, оно должно обладать организационным чутьем, которое позволит понять, что является актуальным на текущий момент для общества. Движение должно уметь использовать момент, чтобы развиваясь набирать силу и мощь. Это становится возможным, так как власти на первоначальном этапе, недооценивая опасность, довольно терпимо относятся к протестной активности, рассматривая ее как способ снижения социальной напряженности и выпускания пара. Более того, порой власть способствует созданию у участников движения иллюзии, что они на самом деле могут влиять на ситуацию в обществе, которая со временем может стать опасной  и начать наполняться реальным содержанием, усиливая движение. Набрав силу и мощь, движение становится опасным, вынуждая государство задуматься о необходимости нейтрализации его организаторов. Успешные движения протеста должны суметь пережить этап арестов лидеров, попытки раскола,  применение насилия против его участников 
Если движение не затухает благодаря противодействию государства, это может служить индикатором его серьезности. Другим индикатором может стать уровень организованности, симптомом которого является единство используемых лозунгов, особенно когда движение становится общенациональным и выходит за пределы отдельного города. Появление организационного ядра и централизация движения является ключевым моментом, достижение которого позволяет обеспечить координацию и быстрое принятие решений. 
Еще одним индикатором служит уровень дисциплины, демонтируемый участниками движения. При этом критическим важным является, чтобы движение протеста, в первую очередь ее организаторы, придерживались высоких моральных принципов. В противном случае оно будет легко опрокинуто, будучи обвиненным в антиобщественном и уголовном поведении. Решение задач дисциплины становится решающим, когда количество участников движения достигает некоторой критичной величины, когда организационному ядру становится очень сложно и просто невозможно соблюдать порядок в своих рядах без разворачивания специальных структур отвечающих за поддержание дисциплины и безопасности. Появление таких специализированных структур, которые потенциально могут затем превратиться  в милицию, боевые отряды или службу безопасности, становится очередным индикатором нарастания мощи движения.
Эпоха глобализации и появление электронных масс-медиа вносит свои коррективы и приводит к дополнительной нагрузке, когда движение должно уделять пристальное внимание своему имиджу в СМИ.  То, как представляется движение в масс-медиа, в первую очередь видеоряд, «картинка» оказывает значительное влияние на успешность движения. Организаторы движения должны осознавать и решать задачу создания нужного образа, представляя движение с выгодной стороны и скрадывая недостатки. Например его малочисленность, создавая в обществе мнение, что лозунги и цели движения представляют интерес для большинства населения. При это критически важными является, например, выбор места проведения публичных акций и демонстраций, которое должно  скрадывать и нивелировать недостатки и подчеркивать преимущества протестного движения.  В качестве неудачного и непродуманного выбора места можно сослаться на митинги оппозиции в России, которые проводились на «Болотной площади» г. Москвы. Движению, которое ассоциируется с таким названием, довольно сложно преодолеть негативный оттенок, который связывается в общественном сознании связывается со словом «болотная». 
Знание организационным ядром движения, когда и где проводить публичные акции, способность создать образ протеста, умение работать  с современными медиа указывает на ее подготовленность и опытность, что становится еще одним индикатором его опасности. Состоявшееся и уже сложное, обладающее структурой, движение будет решать задачу оповещения СМИ о публичной акции, готовить пресс-релизы, проводить необходимые подготовительные работы, чтобы была обеспеченна «нужная картинка» во время акции. Такое поведение будет симптомом того, что  организаторы движения понимают важность создания образов движения в масс-медиа, которые затем живут своей жизнь и по законам информационного пространства. Умение создавать образы протеста является критичным для вынесения суждения о сложности, состоятельности и опасности движения. 
На некотором этапе становления движения наступает перелом, когда созданный имидж в СМИ и обществе, проведенная организационная работа и прочие усилия приводят к исчезновению у протестующих страха перед государственной властью. Если речь идет о протестном движение в авторитарном государстве, в котором фактор общественного страха играет критически важную роль, его исчезновение может привести к быстрым и даже молниеносным изменениям и сдвигам в общественном сознании и даже краху власти. Чтобы суметь удержать ситуацию под контролем власть уже вынуждена прибегнуть к решительному увеличению объемов насилия, - реакция, которую можно было наблюдать со стороны китайских властей на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Аналогичным образом жестко и решительно вело себя сирийское правительство в 1982 году, когда оно в течение нескольких недель быстро и твердо подавило беспорядки в стране. 
Как только движения протеста оценивается как организованное и сложное, исчезает страх, власть оказывается перед необходимостью осознания состоявшегося перелома,  когда уже государство оказывается в роли обороняющейся, а движение атакующей стороны. Власть оказывается перед необходимостью оценить уязвимость ключевых элементов государственной власти, в первую очередь силового блока,  политической, судебной и правоохранительной систем. Движение протеста, ставящее перед собой задачи свержение правительства, будет целенаправленно расшатывать ключевые элементы власти. Фактически речь идет о постепенно и частичном взятии под свой контроль движением некоторых из институтов государственной власти.  
На данном этапе государству необходимо определить какие из государственных институтов наиболее уязвимы и подвергнутся атаке, какие формы приобретет атака и как оно может противодействовать таким намерениям и планам.  Например, в случае сирийского кризиса, решающую  роль в устойчивости правительства Асада  играет сохранение контроля над ключевыми элементами власти, к которым можно отнести верховенство партии Баас в политической системе общества,  контроль над структурами военной разведки и армией. Сирийская оппозиция и уже повстанческое движение уже  больше года не в состоянии выбить из-под правительства один из данных элементов, что позволяет Сирии до сегодняшнего дня эффективно противостоять международной террористической активности.
Таким образом, понимание того, как движение протеста растет и набирает силу, когда и каким образом оно из локального явления становится способом и инструментом свержения власти становится критически важным элементом государственной и общественной жизни. Непонимание методов протестного движения может привести к тому, что общество и страна оказываются перед угрозой дестабилизации и даже развала. Недопущение и пресечение нежелательных и катастрофических сценариев, умение различать и отличать потенциально опасные движения становится важным элементом государственной и общественной жизни в 21 веке.  

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.