Барак Обама принял присягу и официально начал второй президентский срок. 44-й лидер нации слегка обновил свою команду, выдвинув Джона Керри кандидатом в госсекретари (уже одобрен Конгрессом и вступил в должность), Чака Хейгела в Пентагон и Джона Бреннана в ЦРУ (оба еще проходят «смотр» в Сенате и Палате представителей).
 
Между тем, еще с 2011 года появились сначала инсайдерские сведения, а потом и открытые сообщения и комментарии о том, что Вашингтон кардинально меняет вектор своей глобальной политики. Если кратко: США постепенно сворачивают присутствие на Ближнем Востоке и готовятся переместить центр своей внешней политики на Азиатско-тихоокеанский регион.
 
В частности, осенью 2012 года в западном экспертном сообществе стали открыто признавать, что военная стратегия США на Ближнем и Среднем Востоке не оправдывает себя ввиду чрезмерных затрат. Образно эту ситуацию выразил один острослов: уничтожать афганскую деревню стоимостью в 200 долларов ракетой «томагавк» стоимостью в миллион долларов – непозволительная роскошь. За океаном отмечают, что стратегия республиканцев по пролонгации своего присутствия в регионе для поддержания постоянного хаоса показала неэффективность, и потому демократы Обамы меняют пластинку.
 
Это, однако, не означает, что США вообще не будут участвовать в ближневосточных делах. Скорее изменится характер американского влияния, тем более что никакого велосипеда изобретать не нужно: положение дел насколько запутано, настолько же и прозрачно. Есть многовековая линия разлома, преодоление которой в обозримом будущем не представляется возможным, - это противостояние между шиитами (Иран) и суннитами (Саудовская Аравия, Катар). Израиль в этом цивилизационном без пяти минут Армагеддоне выглядит не более чем дежурным мальчиком для битья (вербально, разумеется) и любимым антибрендом для тех, кто претендует на лидерство в исламском мире.
 
Сверхзадача США в этой головоломке – поддерживать пожар «арабской весны», которая якобы случайно уничтожает более или менее умеренные светские режимы, приводя им на смену умеренных (Тунис) или более радикальных (Египет) исламистов или же вовсе ставя страну на грань распада (Ливия). Какой-то из этих сценариев ожидает и Сирию. Но как бы там ни было, объективно от этих «революций снизу» (свежо предание…) выигрывают наиболее радикальные салафитские режимы Залива: Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн. Они-то и являются основными спонсорами головорезов, воюющих сегодня в Сирии.
 
Конечной целью политики «равноудаления» от Ближнего Востока должно стать вооруженное столкновение между шиизмом и суннизмом. Продажа формально ни с кем не воюющей Саудовской Аравии вооружений и техники на 60 (шестьдесят!) миллиардов долларов в рамках одного контракта – это беспрецедентный акт милитаризации и без того взрывоопасного региона. Если вспомнить утечку от «ВикиЛикс» - переписку саудовских дипломатов с Вашингтоном, где арабы просят США «отрубить голову змее» (то есть нанести удар по Ирану), - то не остается сомнений в том, где и между кем будет главная битва исламского мира.
 
Внимательный читатель задастся вопросом: если на Ближнем Востоке ожидается такой «драйв», зачем американцы, большие любители глобальных приключений, уходят оттуда? В качестве ответа приведу мнение военного эксперта, специалиста по Ближнему Востоку Анатолия Эль-Мюрид, пользователя «Живого Журнала» под ником El Murid. Он, в частности, пишет, что Ближний Восток имеет «огромный сырьевой потенциал, способный конвертироваться в закупки необходимых ресурсов, и гигантскую мотивацию населения региона – ислам. Если этот регион оставить в покое, за полтора-два десятилетия он совершит неоиндустриальный рывок и станет новой головной болью для инопланетной цивилизации Штатов. Именно поэтому задача США – чтобы Ближний Восток растратил свой ресурс на хаотизацию самого себя и бесконечную войну сам с собой и окружающим пространством».
 
Стратегия стара как мир: стравить своих противников, чтобы ослабить и одного, и другого. Но раньше это делалось с целью прийти на землю соперников в качестве нового хозяина – так, например, действовали США и Великобритания в начале Второй Мировой войны, надеясь на взаимное уничтожение или ослабление нацистской Германии и СССР. Сегодня же американцы хотят развить на берегах Персидского залива хаос, доведя его до уровня неизбежной межконфессиональной войны, чтобы гарантированно вогнать обе стороны в каменный век, истощить их ресурсы – и спокойно «запечатать» регион, уйдя на Дальний Восток.
 
Спрашивается: а зачем американцам понадобилось бросать свое любимое дитя, вокруг которого вращалась вся глобальная политика второй половины ХХ века? Все потому, что США уже практически открыто констатируют: гораздо более весомую угрозу для их интересов представляет Китай, а не исламский фундаментализм.
 
Уже сегодня Поднебесная стала второй экономикой мира и способна бросить если не глобальный, то надрегиональный вызов США на огромном пространстве от западной части Тихого океана до Восточной Африки и даже Латинской Америки. Громадное население, практически тоталитарный режим, централизованно-рыночная экономика – это далеко не все факторы, способствующие быстрому росту китайских амбиций. США решили, что далее медлить нельзя.
 
С 2011 года продолжается форсирование американской дипломатией наступательной политики в странах Юго-Восточной Азии. Сингапур, Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Филиппины и даже Австралия – огромный регион, находящийся на стратегически важном пути с Ближнего Востока и Индии к Японии и Китаю, - может в скором времени стать точкой приложения военной политики США. В Малаккском проливе и на Филиппинском архипелаге, на севере Австралии и на берегах Южно-Китайского моря могут появиться американские вооруженные силы.
 
Линия на стратегическое окружение Китая переходит из теоретико-экспертной в практическую фазу. Причем там, как и на Ближнем Востоке, американцам снова не придется изобретать велосипед. Есть как минимум 5 серьезных оснований для усиления присутствия США:
 
1) ядерная программа Северной Кореи и ее недвусмысленные угрозы южанам и Японии,
2) продолжающийся 60 лет спор из-за Тайваня – «непотопляемого авианосца» США,
3) ожесточенный японо-китайский спор вокруг богатых газом островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море,
4) территориальные претензии Пекина на острова Спратли в Южно-Китайском море – к слову, на этот архипелаг также претендует Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней,
5) те же претензии КНР на Парасельские острова, на которые также имеют виды Тайвань и Вьетнам.
Причем такие страны, как Вьетнам или Филиппины, открыто просят США помочь им в «поединке» с Пекином – а американцев, как вы понимаете, долго уговаривать не нужно. В общем, нас ждут очень интересные времена. А до того, как они наступят, мы еще рискуем увидеть подлинный кошмар на Ближнем Востоке, если стратегия США по стравливанию Ирана и саудитов все же сработает.
 
Хотя было бы глупо сваливать все на американцев – в конце концов, когда шииты и сунниты разошлись во взглядах на свою религию, США еще не было даже в проекте, а Европа переживала темные века после нашествия вандалов. Этот мировоззренческий диспут между Ираном и салафитами рано или поздно должен был закончиться большой кровью.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.