После того, как отгремели торжества, посвященные Дню Победы, можно спокойно проанализировать политические процессы, которые идут вокруг этого праздника. Особенную актуальность сегодня эта тема приобретает с учетом того, что после развала СССР победа в Великой Отечественной войне остается едва ли не единственным из немногих стержней, помогающих сохранить связи между обществами постсоветских стран, которые активно использует Россия в своей гуманитарной политике.   

Ранее, с приближением 9 Мая, начинались интернет - баталии на тему Отечественной войны. И если тогда дискуссии разворачивались между сталинистами и антисталинистами вокруг роли вождя в победе и цене победы, то в последние годы в эту историческую дискуссию начала активно вмешиваться и большая политика.

Если прежде ко Дню Победы традиционно негативно относились лишь в странах Прибалтики, что, в принципе, было неудивительно, учитывая количество жителей трех прибалтийских республик, добровольно сражавшихся в рядах войск СС.

Заверения властей этих республик, что они негативно относятся как к преступлениям нацизма, так и сталинизма, не очень стыкуется с публичным чествованием бывших военнослужащих войск СС. Тем более в контексте полного пренебрежения советскими ветеранами ВОВ.

И это на фоне того, что весь цивилизованный мир отмечает победу над нацисткой Германией, а комиссия ООН по правам человека осудила прославление бывших военнослужащих войск СС, и, в частности, открытие памятников и мемориалов, а также проведения публичных демонстраций бывших военнослужащих войск СС.

Долгие годы казалось, что в странах на себе ощутивших все "прелести" нацисткой оккупации, внесших значительный вклад в дело Победы, память к героям той войны будет незыблема. Однако в дело исторической памяти вмешалась политика.

Так, новые украинские власти, в рамках своей политики "декоммунизации" начали борьбу не только с символами советской эпохи, но и существенно поменяли исторические приоритеты.

И непонятая даже немцами фраза теперь уже бывшего премьер-министра Арсения Яценюка о том, что "СССР напал на Германию и Украину", явилась ярким свидетельством новой позиции украинских властей, на которую существенное влияние оказывает и то, что идеологи и герои новой украинской власти в свое время были в разных лагерях с ветеранами Советской армии.

После того, как жители Донбасса сделали георгиевскую ленточку символом сопротивления киевским властям, изменилось отношение к ней не только на Украине, но и в ряде постсоветских стран, в том числе союзных России.

Много шума наделала прошлогодняя история, когда группа молодых людей, среди которых был Ираклий Кантария, внук брата легендарного Мелитона Кантария, водрузившего Знамя победы над Рейхстагом, заставила российских байкеров в Тбилиси снять георгиевскую ленточку.

Уже два года в российских СМИ регулярно появляются материалы о том, что в Белоруссии и Казахстане власти пытаются запретить георгиевскую ленточку, видя в ней символ сепаратизма и российского влияния, а не победы в Великой Отечественной войне.

Даже в России определенная часть общества свое недовольство властями переносит на праздник 9 Мая и его символы. Свою лепту в память о Великой Отечественной и чествование героев той войны вносят и конфликты на постсоветском пространстве.

Так, в результате карабахского конфликта, ненависть к армянам в Азербайджане была перенесена и на армянских героев-участников Великой Отечественной.

Недавно в Минске прошел Международный форум Победителей "Великая Победа, добытая единством", приуроченный к 75-летию начала Великой Отечественной войны.

В форуме приняли участие ветераны, представители экспертного и научного сообществ, средств массовой информации, лидеры молодежных организаций из государств СНГ, Прибалтики и Грузии.

Выступая на форуме, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы рассказывал о том, с каким вниманием в его стране относятся к памяти Великой Отечественной войны, подчеркивая, что в Азербайджане, в отличие от других стран, "не воюют с памятниками".

Жаль, так и не удалось узнать у посла, как с его словами стыкуются разрушения памятников и домов-музеев армянских маршалов Ованнеса Баграмаяна и Амазаспа Бабаджаняна на их родине в селе Чардахлу.

И чем же провинились эти герои ВОВ перед современным Азербайджаном? Вероятно, лишь своей национальностью. Хотя советские люди, защищавшие свою Родину в годы Великой Отечественной войны, не делились по национальному признаку на "хороших" и "плохих" .

И Минский форум в этой связи поставил ряд вопросов, в частности, готовы ли сейчас власти и общества даже тех стран, где пока сохраняется традиционно положительное отношение к Великой Отечественной, выступать против попыток фальсифицировать историю в угоду политической конъюнктуре.

К сожалению, и представители России, чьи власти регулярно подчеркивают, что недопустимо "воевать с историей", готовы зачастую ради сиюминутных интересов идти на компромиссы с совестью и забывать о чести страны, которую представляют.

Ярким примером подобного поведения стали оправдания летом прошлого года перед азербайджанскими СМИ режиссера фильма "Ленд-Лиз" Эллы Тухарели, выбравшей Баку в качестве места съемок картины. Фильм должен был рассказать о подвиге легендарного советского разведчика Ивана Агаянца, которому вместе с другой легендарной личностью советской разведки - Геворком Вартаняном, удалось сорвать операцию немецкой разведки "Длинный прыжок" по ликвидации в ходе Тегеранской конференции Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта.

Мало того, что в фильме была изменена настоящая фамилия Агаянца на его псевдоним Иван Авалов, так еще режиссер фильма заверяла азербайджанских журналистов, что армянской тематики в фильме вообще нет, и она готова убрать из фильма любую фамилию с окончанием на "ян".  

"Иван Авалов работает под псевдонимом Иван Агаянц. Вот и все. А Вартаняны появляются в эпизоде фильма, помогают главному герою скрыться. Вартаняны в моем фильме — меленькие четырнадцатилетние подростки, мы не называем их фамилии. Они входят в сеть агентов Авалова, среди них есть Темур, Макар, Федот и пара подростков. Если в Баку кого-то так сильно беспокоит фамилия с окончанием на "ян", мы готовы вообще убрать эту фамилию из сценария. Удивительно, почему журналисты не позвонили мне и не поинтересовались. Исполнительный продюсер ВГТРК Михаил Шестаков не давал официального интервью азербайджанским журналистам. В фильме нет армянской тематики вообще. Это фильм Русского географического общества, руководителем которого является министр обороны РФ Сергей  Шойгу. Фильм важен для России. В Азербайджане нас очень тепло приняли, но, к великому сожалению, возникло недоразумение. Было бы глупо снимать в Баку фильм о разведчике-армянине",- заявила Тухарели.

В свою очередь, исполнительный продюсер ВГТРК Михаил Шестаков в интервью сайтуHaqqin.az заявил, что "армянскую тематику" в фильме удалось обойти. "Изначально по сценарию планировалось, что в фильме будут присутствовать представители армянской диаспоры в Тегеране, будет показано армянское кладбище. Но потом мы отказались от этого. Что же касается главного героя фильма, то им будет советский разведчик Иван, русский по национальности", - сказал Шестаков.

При этом на вопрос о том, какая разница, кем в "Ленд-лизе" будет по национальности главный герой, если после фильма "Тегеран-43" всем известно, что его прототипом был Геворк Вартанян, Шестаков не нашел ничего лучшего, чем ответить: "Я "Тегеран-43" не смотрел".

И это люди, занятые съемками фильма по заказу российского государственного телеканала "Россия 1" и при поддержке Русского географического общества, президентом которого является министр обороны РФ Сергей  Шойгу.

Так можно ли ожидать, что, несмотря на все политические инсинуации, для жителей постсоветских стран останется хоть что-то незыблемое – память о Великой победе, совместно завоеванной всеми народами бывшего СССР. И эта память не станет жертвой современной политики, и власти ныне независимых республик будут не на словах, а на деле "не воевать с историей".

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.