Армения изменилась. Вернее, изменились приоритеты в восприятии Родины и армянской нации со стороны граждан Республики Армения, Арцаха и диаспоры. 

Если до так называемой "четырехдневной войны" в Арцахе, в ходе которой азербайджанский блицкриг провалился и, фактически, свел на нет мифы о многомиллиардном бюджете и "сильной армии Азербайджана", отношение армянства к нагорно-карабахскому урегулированию, в основном, формировалось исходя из тренда, который задавали власти, то сегодня общество в стране и вне ее начинает активно влиять как на сам ход переговоров, так и на предполагаемые варианты урегулирования. 

Уже можно ненадолго перевести дух и подвести некие промежуточные итоги изменения позиции Армении в переговорах. Как известно, до апрельской эскалации конфликта позиция армянской стороны выглядела следующим образом: Арцах делегировал основную нагрузку переговорного процесса Армении, а Армения, в свою очередь, обязывалась не подписывать ничего без детального согласования с НКР. 

Позиции Армении и НКР с точки зрения мирового права уже, по сути, являлись уступкой, которую понимали и  принимали страны-сопредседатели Минской Группы ОБСЕ. Однако такая позиция себя не оправдала ввиду восприятия азербайджанской стороной данной уступки (а это, по сути, уступка) неким проявлением слабости и мягкотелости армян.

Мы неоднократно отмечали, что исходя из этно-ментальной и психологической разницы между армянами и азербайджанцами, конструктивная позиция Армении со стороны азербайджанских властей воспринималась исключительно как слабость армянской позиции и сразу становилась сигналом к наращиванию давления как на  армянскую сторону, так и на сопредседателей.

Насаждаемая армянофобия и откровенные фашистские тезисы, навязываемые азербайджанскому обществу в виде "национальной платформы", не оставляли шансов на конструктивное продолжение диалога между сторонами конфликта. 

Более того, если проследить динамику наращивания военных провокаций со стороны официального Баку  на границе Армении и Арцаха с 2005 года по сей день, то можно заметить любопытную закономерность, чем больше армянская сторона склонялась к компромиссному решению проблем, тем наглее вела себя противоположная сторона.

Неудачная попытка азербайджанской агрессии внесла свои коррективы в позицию Армении, которая устами президента фактически озвучила условия продолжения переговоров, суть которых сводилась к принуждению агрессора соблюдать элементарные правила дипломатической "игры".

Однако не вызывает никаких сомнений, что Баку и дальше не будет следовать духу и букве взятых на себя обязательств по созданию нормальной обстановки для достижения мира. К этому нужно добавить, что долю своей вины имеет и  пресловутое "мировое сообщество", которое в угоду принципу комплементаризма напрочь отказывается называть Азербайджан виновником нарастающей эскалации обстановки в регионе.

Армянской стороне и мировому сообществу нужно понять элементарную истину: Азербайджан преследует всего лишь одну цель - уничтожение армянского населения Арцаха с последующим переносом войны на территорию Армении. Кстати, это не результат серьезных исследований, а всего лишь вывод, основанный на заявлениях и действиях руководства Азербайджана за последние двадцать лет.

В этих условиях перед армянской дипломатией встает самый главный вопрос: как же дальше вести диалог, если противная сторона напрочь отрицает само право на жизнь для армянского автохтонного населения Арцаха и Армении. 

Немаловажной является в данной ситуации наработка неких принципов и условий урегулирования, на нарушение которых Армения никогда не пойдет. Необходимость принятия такого документа подтверждается и разнобоем в заявлениях высших лиц страны, противоречивые слова которых начинают вызывать, как минимум, недоумение  и, как следствие, подрывают позиции властей у гражданского общества Армении.

Наиболее правильным и распространенным методом в мировой практике является законодательное очерчивание "красных линий", которые являются базовой платформой для формирования позиций на переговорах. 

Как пример из мировой практики: Кнессет (парламент) Израиля с середины прошлого века разработал некий свод правил для израильских переговорщиков и дипломатов, которому и сегодня следуют израильские чиновники на всех переговорах по всем вопросам, - так называемый "Свод нерушимости".

Необходимость принятия такого рода законодательного документа назрела в Армении  давно. Понятно, что у нас действует правило о том, что армянские государственные деятели не имеют права подписывать документ, ставящий под сомнение территориальную целостность Арцаха. 

Однако, на сегодняшний день назрела необходимость расширения свода запретов (в виде законодательных актов), куда нужно, например, однозначно включить пункт о невозможности передачи Азербайджану любых армянских территорий (включая и так называемый пояс безопасности), об обязательном включении Арцаха в переговорный процесс как полноценной стороны конфликта и о запрете обсуждения вопросов, ставящих под малейшее сомнение политическую или экономическую независимость Арцаха.

Как минимум, принятие такого документа сделает позицию армянской стороны на переговорах более выигрышной и в то же время, даст армянской дипломатии жесткие ориентиры  без возможности двояких интерпретаций.

И важно признать, что понятные, вменяемые и приемлемые для армянского общества "красные линии" на переговорах существенно снизят градус недоверия к властям в обществе и станут определенным гарантом от непродуманных шагов или заявлений армянских чиновников любого ранга.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.