Очередному приезду госсекретаря США Джона Керри в Москву, анонсированному задолго до этого, в медиапространстве и в экспертных кругах многие предрекали статус поворотной точки в российско-американских отношениях. В комментариях, последовавших за визитом и встречами Керри с президентом Путиным и с коллегой Лавровым, оценки разнятся по принципу – кто чего ожидал. Для ожидающих стремительного поворота в сторону налаживания всестороннего сотрудничества между двумя державами, безусловно, результаты оставляют желать лучшего, для убежденных скептиков, считающих невозможным конструктивный диалог между Москвой и Вашингтоном, по крайней мере на данном этапе, результаты превзошли ожидания. Сам госсекретарь в своих весьма скупых комментариях обозначил основные два момента: Вашингтон начинает лучше понимать логику проводимой Москвой политики, и США отменят санкции в отношении России только после полного выполнения всех пунктов Минского соглашения. Очевидно, что первая оценка со знаком минус далеко не может уравновесить впечатление от второй – негативной. Ведь Америка начала лучше понимать позицию России не потому, что последняя что-то скрывала или же вела и ведет какую-то замысловатую, сложную и запутанную политику. Нет же, просто в какой-то момент снизошла с пьедестала собственного величия и начала слушать, а в определенных вопросах даже - о ужас! - прислушиваться. Что это изменило, собственно, не многое. Штаты в привычной манере пришли к самому прагматичному, в своем понимании, выводу: Россия продолжает оставаться угрозой для США, политику сдерживания необходимо продолжать, а вот по решению отдельных проблем можно сотрудничать, если это в собственных интересах и не сильно добавит дивидендов Москве. Безусловно, даже такая трансформация в нынешних реалиях оценивается как положительный шаг, и это на самом деле так. Только относиться к этому нужно без лишнего оптимизма, и тем более не впадать в эйфорию. Свой первоначальный и, по сути, всегда актуальный план по сдерживанию прорыва в развитии России, Штаты реализовать в необходимом себе объеме пока не смогли, а значит, продолжение следует. Думаю, как минимум еще год двусторонние отношения России и США будут протекать в парадигме активной демонстрации пассивного развития. Так что заявлению Керри о невозможности отмены санкций сразу после конструктивных переговоров, тем более находясь в Москве, не стоит удивляться. Адресат заявления в данном случае не Москва, здесь и так всем все понятно, оно сделано как месседж европейским и другим партнерам – как нужно продолжать вести себя по отношению к России. Сказано боссом, принято к исполнению. И министр иностранных дел ФРГ Штайнмайер, и другие европейские политики неустанно повторяют одну и ту же мантру: отмена санкций зависит от выполнения Минских соглашений. Мысль повторена столько раз и столькими людьми, что стала вполне себе самодостаточной, живет своей отдельной жизнью, приобретя характер чего-то целостного, включающего в себя и причину, и следствие, и цель…

Вопросы наподобие: кто и что должен выполнять, кто за что несет ответственность, кого за что «наказывать» и т.д., похоже, не актуальны, так как виновный определен заранее, а доказывать вину на правовом поле нет необходимости, этим занят западный агитпроп. Может, вопросы и не актуальны, но они все-таки объективно есть, и рано или поздно придется с ними считаться.

Ведь нет необходимости быть юристом международного уровня, чтобы понять очевидное: связывать отмену санкций в отношении России с выполнением Минских соглашений – от лукавого. Россия не является стороной конфликта и никакой ответственности не несет за реализацию соглашений. Это, конечно, если захотеть хотя бы прочесть сам текст документа.

Пункт 1 подписанного 12 февраля 2015 года документа гласит:
«Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года». Россия, совместно с другими участниками нормандской четверки, в том числе Францией и Германией, поставила свою подпись под этим документом. А это наглядно показывает, что признает указанные районы Донецкой и Луганской областей частью Украины, как это прописано в тексте. Как говорится, это есть факт. А вот потуги обвинить Россию за якобы виды на Донбасс – не что иное, как пропагандистская уловка.

В продолжении того же пункта, где речь идет о необходимости отвода тяжелых вооружений сторонами на равные расстояния, конкретно указаны эти стороны:
«...- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014».
Те украинские и западные политики, СМИ, которые неустанно разглагольствуют о присутствии регулярных вооруженных сил России на Донбассе, где в тексте увидели упоминание о них? Если они там были, спрашивается, почему немцы и французы закрыли на это глаза и не потребовали их вывод также включить в текст соглашения. Ведь подписав соглашение именно в указанном виде, все стороны признали, что других войск в зоне конфликта нет. По логике, если европейцы не лицемерят, получается что российские войска зашли туда после установления перемирия. Какой нормальный человек поверит в такую логику, если не ангажирован?

Киевская, а с ее подачи и западная пропаганда постоянно акцентирует внимание на необходимости выполнения 9 пункта соглашения, по которому Украина восстановит контроль над границей. Это излюбленная тема для всякого рода спекуляций. Между тем текст документа гласит: «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы».

А пункт 11 прямо указывает: «Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию…». В чем здесь ответственность России, как она отвечает за невыполнение возложенных на других обязательств?

Да и в целом в тексте документа Россия указана лишь в одном месте, где речь идет об обязательстве киевских властей содействовать трансграничному сотрудничеству Донецка и Луганска с Российской Федерацией.

Все остальные пункты, наряду с требованием о проведении конституционной реформы и децентрализации, исключительно зона ответственности киевских властей. Провести помилование и амнистию, освободить заложников, обеспечить доступ гуманитарных грузов, восстановление социальных переводов, выплаты пенсий и прочее - напрочь выпали из поля зрения и никого не волнуют: ни Киев, ни гуманных европейцев.

Одним словом, получается как получается – Киев срывает выполнение соглашения, Москва за это отвечает. Ну просто так надо, а международное право, справедливость, объективный подход, равенство всех перед законом и все прочее – вознесено в ранг западных ценностей, на которые наплевать имеет право только Запад. Наверное, именно так нужно впредь интерпретировать словосочетание «западные ценности».

Вывод очевиден: санкции отменять ни США, ни Европа не собираются. Мотивы и логика развития событий, однако, разные. На мой взгляд, Обама примет решение по отмене или сохранению санкций только ближе к осени, когда более-менее прогнозируемыми станут результаты президентской гонки в стране. Если перевесят шансы демократов, в чем я сильно сомневаюсь, Обама оставит лавры нормализации отношений с Россией наследнику-демократу, дабы дать возможность на контрасте заработать дивиденды. Если же превосходство республиканцев станет неоспоримым, не думаю, что Обама сделает им такой подарок. При таком раскладе он попытается под конец вернуть российско-американские отношения на исходную точку: как принял, так сдал. В любом случае объективные проблемы, носящие геополитический характер, никуда не исчезнут, и 45-му президенту США придется нелегко.

Что касается гражданского конфликта на Украине, здесь ситуация реально тупиковая. Выполнить Минские соглашения Киев объективно не может, заморозить конфликт тоже не в его интересах, так как война на Донбассе – единственное оправдание перед обнищавшим народом, одержать военную победу над Донбассом Киев также не в состоянии. Ничего хорошего Украину не ждет по той причине, что «проект Украина» задуман не ради украинцев, а против России. И вперед идти сил нет, и отступать не дадут. Но в какой-то момент забыть могут…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.