Уважаемые читатели!

Четыре года назад на президентских выборах в России в первом туре победил В.В. Путин, набрав 64% голосов избирателей.

С тех пор всё изменилось: Путин разочаровал многих.

Левых — потому что не произвёл ожидавшегося от него «левого разворота».

Ультрапатриотов — потому что не послал вооружённые силы России воевать с вооружёнными силами Украины и брать Киев.

Либералов, способных испытывать многоразовые разочарования, — по слишком длинному списку пунктов, чтобы его здесь приводить.

На фоне этого всеобщего разочарования вчера ВЦИОМ опубликовал результаты опроса граждан. Согласно опросу, случись выборы сейчас — за Путина проголосовали бы 74% избирателей. то есть на 10% больше, чем в 2012-м.

Если вам интересно, как так вышло и что это говорит о выборах-2018, до которых осталась треть президентского срока — давайте об этом поговорим.

...Если суммировать все претензии, выдвигавшиеся т.н. активной частью общества к кандидату в президенты В. Путину в 2012 году — то они сводятся к формуле:

«При Путине продолжается плохое, начавшееся до него».

Наиболее популярными были следующие претензии:

при Путине продолжается сидение России на нефтяной игле;

продолжается деградация науки, образования и промышленности;

продолжается кормление Кавказа;

продолжается скармливание русофобским режимам ближнего зарубежья русских;

продолжается предательство зарубежных союзников;

продолжается разграбление страны олигархами и сросшимися с ними чиновниками;

и т.д.

В основном речь шла о продолжении «ельцинского» зла, хотя были и совсем экзотичные притязания (например, от непримиримых монархистов — в продолжении безбожных большевистских традиций, или от непримиримых либералов — в продолжении извечной российской деспотической традиции самодержавия).

В.В. Путину вменялся, если коротко, тот факт, что он не выступал «революционером сверху». То есть не переформатировал страну по правильным предложениям той или иной революционной фракции.

...В то же время — главным образом на волне вдохновения от факта, что основными спонсорами и вдохновителями «Болотной революции» стали приближенные к власти либералы — возникли и «пропутинские революционеры». Согласно их представлениям, после того как либералы около власти и в ней показали своё истинное предательское лицо — президент наконец-то поймёт, кто ему друг. И тогда «революция сверху» - в правильном ключе — всё же произойдёт.

И вот прошло четыре года.

Можно смело констатировать: революции сверху опять не произошло.

Произошло много другого — и плохого, и хорошего. Но революции не случилось.

Либералы всё так же около власти и концентрируются в её экономическом блоке — но русская армия внезапно оказалась боеспособной и продемонстрировала это на деле.

В Россию не вернулась Украина — но вернулся Крым. Причём вернулся бескровно — чего не допускали даже авторы патриотической боевой фантастики ближнего прицела.

Россия вступилась за союзную Сирию и вырвала её (дважды) из пасти у верного уничтожения, остановив расползание ТОЗР ИГИЛ — но за это на нас наложили санкции и поползла вверх безработица.

Началось импортозамещение — но подешевела нефть.

Мы потеряли all inclusive в Анталии — но получили Ялту и отстроили Сочи.

Всё ещё плачевны образование и отраслевая наука — но началась и пошагово усугубляется принудительная «национализация чиновников».

А ещё Россия негромко вернулась в Арктику.

И строит АЭС в Иране и Индии.

И космодром на Дальнем Востоке.

И достраивает заброшенные в 90-х ГЭС.

Всё это происходит, отметим, в звенящей информационной тишине: медиакласс, имитирующий в нашей стране гражданское общество, вспоминает о возвращении в Арктику только когда у платформы «Приразломная» нарушают права гринписовских хулиганов, а о Восточном или Сочи — только когда там обнаруживается нецелевое расходование средств. Но молчание медиакласса не отменяет фактов.

...У меня есть версия, уважаемые читатели, почему отсутствие «революции сверху» до сих пор так и не привело к перемене мнения большинства граждан.

Вся штука тут вот в чём. Никто не скажет, что происшедшие изменения в России и мире вообще не революционны.

Просто «революционером», если можно так выразиться, все последние годы выступает сама повестка дня. Мировой кризис, плавно переходящий в мировую войну. Это она набрасывает России вызовы и принуждает реагировать (справедливости ради отметим, что реальность в последние годы ещё и не так трясёт другие страны мира).

И российское руководство реагирует на внешние потрясения, везде где возможно избегая встречных. Во всех случаях, где возможно, полагаясь на сохранение пусть плохо, но работающих механизмов, и лишь там, где нельзя, запуская «калибры» и вводя ответные санкции.

Правильный это подход или нет — доподлинно знают только те, кто ни за что не отвечает. Однако то самое большинство, ради которого государство по идее существует — по-прежнему явно не намерено искать в революции спасения от текущих неприятностей. И это своё намерение выражает в готовности голосовать за действующего президента.

К сказанному стоит добавить, что основные революционеры и критики государства и В.В. Путина как его олицетворения — по сути ведут себя куда консервативнее действующей власти. Они перемен просто не выносят.

За четыре истекших года они так и не создали массовых общественных движений. Не втянули общество в обсуждение своих программных идей. И вообще — остались на прежних позициях, разве только на четыре года повзрослев. Если прочесть внимательно то, что отечественные как бы революционеры пишут — то мы увидим, что они все ждут, более или менее виртуозно избегая действий, чреватых ответственностью.

И главным образом выступают в жанре разгромных рецензий на власть. Особенно нервно реагируя на действия, которые как раз можно трактовать как резкое волевое изменение чего-либо застарелого сверху — от «закона Димы Яковлева» до сноса самостроев у московского метро.

И пока что нет оснований подозревать их в том, что в оставшиеся до новых президентских выборов два года они вдруг передумают и начнут действовать иначе.

В итоге президент РФ остаётся единственной реальной политической фигурой — на фоне толпы рецензентов его действий (включая как восторженно лоялистских, так и огненно оппозиционных).

И воспринимается в качестве единственно реальной фигуры гражданским большинством.

И так же, скорее всего, будет весной 2018-го.

...А вот о том, что может подготовить в эти два года России единственный действующий революционер — мировой кризис, он же мировая война — стоит поговорить отдельно.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.