В последнее время обсуждение темы возможной ядерной войны между Россией и Западом постепенно переместилось из области экспертной дискуссии в область официальной риторики. Совсем недавно британская государственная компания BBC показала фильм «Третья мировая война: внутри командного центра», который вряд ли можно считать художественным. Дело в том, что в моделировании применения ядерного оружия против России принимали участие не артисты, а бывшие высокопоставленные чиновники британского правительства и НАТО. И хотя они уже не находятся на государственной службе, зрители, естественно, могли предположить, что указанные персонажи отражают господствующие настроения в правительстве Великобритании и НАТО.

Данный фильм не случайно появился в момент нарастания конфликта между Россией и членом НАТО Турцией в Сирии. Видимо, на Западе не остался незамеченным циркулирующий в экспертных кругах России слух, что в случае, если НАТО поддержит Турции в войне с Россией, то она введет в войска в Прибалтику, которую НАТО защитить не в состоянии. Фильм должен был продемонстрировать Москве, что НАТО готово пойти на применение ядерного оружия для защиты Прибалтики. Хотя в фильме первой использует ядерное оружие Россия, это – чистая условность для дальнейшего развития сюжета. Ведь любому военному эксперту понятно, что военное превосходство России в Прибалтике обеспечивает разгром войск НАТО в этом регионе и без ядерного оружия.

На мой взгляд, данный фильм - не более, чем блеф Запада. Однако, прямого ответа на этот блеф из Москвы сразу не последовало. Нельзя же считать таким ответом гневные заявления Пескова и других официальных пропагандистов о том, что Запад снова пытается очернить Россию и раздуть свой военный бюджет? Однако ответ все же был дан. Но не напрямую, а в типичном стиле Владимира Путина – обходным путем и завуалировано, но вместе с тем, достаточно ясно. Этот ответ прозвучал в выступлении премьер-министра Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 13 февраля 2016 года.

В выступлении Медведева прозвучали четыре взаимосвязанных тезиса. Первый – что на Западе «снимают пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну». Тем самым давалось понять, что мы послание Запада прочитали и его поняли.

Второй – «Я вообще иногда думаю: мы в 2016 году живём или в 1962-м?». То есть давалась оценка современного уровня противостояния между Россией и Западом, как в период Карибского кризиса 1962 года.

Третий – «и не надо никого пугать наземной операцией». То есть, мы ваших угроз не боимся.

Четвертый – «Но неужели нам нужна ещё одна, третья мировая встряска, чтобы понять, насколько сейчас необходимо сотрудничество, а не конфронтация? Я хочу привести слова Джона Кеннеди, который сказал в общем простую, но правильную вещь: «Внутренняя политика может всего лишь провалить выборы. Внешняя политика может всех нас убить».

И хотя эти тезисы были расположены в разных местах выступления Медведева, они представляли собой единое целое. Если соединить куски этой мозаики воедино, то звучать данное послание будет следующим образом: «Мир находится в ситуации, схожей с Карибским кризисом. Россия капитулировать не намерена. Мы готовы, в случае необходимости, вести ядерную войну. Если вы не остановитесь, то эта война произойдет и вы все умрете».

Возможно, сама мюнхенская тусовка не совсем поняла смысл этого послания. Однако люди принимающие решения в США намек поняли. И сразу же остановили процесс эскалации конфликта. А то, что процесс эскалации был уже запущен очевидно. Об этом говорит тот факт, что между Госдепом и Пентагоном возник разнобой в оценках договоренностей, достигнутых между Лавровом и Керри. Заявление Пентагона об отказе от военной координации с Россией свидетельствует о том, что там готовились совершенно к другому сценарию развития событий.

Но тут последовал звонок Обамы Путину. На мой взгляд, его главной целью было выяснить, представляет ли ультиматум, озвученный Медведевым, официальную позицию России. Ответ, был вполне определенным. Кстати, тот факт, что послали в Мюнхен именно Медведева говорит о том, что Западу давалось понять, что ультиматум представляет собой именно консолидированное мнение российского руководства, а не только Путина. Ведь Медведев сейчас ассоциируется с либеральным течением в российской власти. Поэтому если бы такое заявление сделал Лавров, оно не имело бы такого эффекта, так как воспринималась бы как позиция только силового крыла российской власти. И Запад мог еще надеяться, что разногласия внутри российского руководства парализуют способность Москвы к эскалации конфликта, как это произошло на Украине в 2014 году. Теперь же Западу ясно давалось понять, что на такие разногласия рассчитывать не стоит.

Не случайно, сразу же после разговора Обамы и Путина американцы осудили турецкие обстрелы сирийской территории. Туркам таким образом объяснили, что они предоставлены сами себе и если хотят воевать то будут делать это в одиночку. И уже сегодня с утра последовало официальное заявление министра обороны Турции Исмета Йилмаза о том, что власти страны не отправляли войска в Сирию и не собираются этого делать. Похоже, Запад отыгрывает назад. Очередной блеф не сработал. Но есть ли гарантия, что в следующий раз ситуация не сорвется в штопор? Думаю, такой гарантии не может дать никто.

Поэтому России надо быть на чеку. Несколько месяцев назад то ли в интервью, то ли в одном из своих постов в Фэйсбук я высказал мысль, что «Россия должна быть готова вести ядерную войну с НАТО и победить в ней». Тогда на меня зашикали, стали обвинять в милитаризме, а другие просто посчитали это стебом. Ну и что? Сейчас мы подошли к ситуации, когда вопрос стал озвучиваться на официальном уровне. Жаль, что дискуссия на эту тему развертывается с опозданием, причем в дискуссии используются различные эвфемизмы, уклонизмы, а информация об этом минимизируются.

А мне лично очень не хочется, чтобы наша страна оказалась в ситуации июня 1941 года, когда большинство людей были совершенно психологически не готовы к войне с Германией. У нас же был пакт о ненападении, о чем с утра до вечера трубили по радио, печатали в газетах, показывали в кино и обсуждали на собраниях и митингах. Тогда эта психологическая неготовность очень дорого обошлась нашему народу. Первые масштабные поражения советских войск в значительной степени стали результатом этой психологической неготовности к войне. По существу, СМИ тех времен сыграли роль пятой колонны, которая дезориентировала советскую общественность.

Схожая ситуация наблюдается и сейчас. А между тем, ставки в ядерной войне на порядок выше. Она будет очень скоротечной и в разы более разрушительной. Кто не успеет должным образом подготовиться, тот проиграет. И речь здесь идет не столько о вооруженных силах, а сколько о готовности населения страны быстро рассредоточиться и жить в новых условиях. Пожалуй и руководству страны надо разработать план эвакуации и рассредоточения населения из крупных промышленных центров. Реальность меняется, а вместе с ней должна меняться и политика.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.