Как можно оценить прошедшую встречу президентов Армении и Азербайджана в Берне? Насколько реально перерастание боестолкновений на границе в широкомасштабные боевые действия? Выгодна ли новая война какой-либо крупной региональной или мировой державе? На эти и другие вопросы в интервью агентству "Новости-Армения"ответил эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев

"Новости-Армения" - Как Вы прокомментируете итоги встречи президентов Армении и Азербайджана в Берне? Можно ли было ожидать каких-то серьезных подвижек от встречи Саргсян – Алиев?

А.Арешев - Очередная встреча президентов Азербайджана и Армении в Швейцарии видимых прорывов не принесла, да и сложно было бы их ожидать в нынешней непростой ситуации, сложившейся вокруг Нагорного Карабаха и на армяно-азербайджанской границе. Практически каждый день поступают сообщения о гибели людей, столкновения принимают практически постоянный характер, что, конечно же, оказывает крайне негативное влияние на деятельность тройки международных посредников, эффективность которой и без того сильно ограничена в силу ряда объективных и субъективных причин. Согласно заявлению сопредседателей Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, Игоря Попова и Пьера Андре, в ходе консультаций президенты выразили обеспокоенность недавними случаями нарушения перемирия в Нагорном Карабахе, применением тяжелых вооружений, жертвами которого стали мирные  жители. Кроме того, главы государств поддержали предложения сопредседателей Минской группы по снижению напряженности на армяно-азербайджанской границе, включая механизм проверки договоренностей. Следует напомнить, что Ереван и Степанакерт ранее неоднократно заявляли о необходимости имплементации механизма расследования инцидентов, однако в Баку это неизменно публично отвергали.

Ещё ранее многие механизмы по предотвращению инцидентов в целом были выработаны, на что не раз указывали эксперты. Возможно, необходима их некоторая доработка применительно к меняющимся условиям, и хотелось бы надеяться, что за дипломатической обеспокоенностью последуют, наконец, и конкретные действия, включая давление на ту из сторон, которая систематически использует эскалацию напряжённости в регионе конфликта в качестве рычага давления не только на оппонентов, но и на посредников. К сожалению, некоторые события и тенденции последних месяцев не внушают в этом отношении особого оптимизма. Кроме того, в отличие от некоторых армянских журналистов, я бы не стал говорить о том, что в карабахском вопросе официальный Вашингтон чётко выступает против позиции Баку.

"Новости-Армения" - Насколько реально перерастание боестолкновений на границе в широкомасштабные боевые действия? Выгодна ли новая война какой-либо крупной региональной или мировой державе?

А.Арешев - Объективно эскалация напряжённости работает в пользу развития событий по негативному сценарию, которого, конечно, хотелось бы избежать. В случае продолжения диверсионно-террористических вылазок, неизменно предполагающих адекватный ответ, возникает риск неконтролируемого развития событий. Что касается позиции международных посредников, то в экспертной среде существует относительный консенсус относительно того, что в отличие от других постсоветских конфликтов (в частности, на Донбассе), представители «тройки» сопредседателей выступают более-менее солидарно. Российская сторона неизменно высказывается в пользу политического урегулирования конфликта, недопустимости военной эскалации. В свою очередь, американские конгрессмены высказывают свои предложения, направленные на деэскалацию конфликта.

Однако, на мой взгляд, здесь могут иметь место нюансы, и регулярные поездки в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ от США, России и Франции вовсе не исключают политико-дипломатической идиллии между ними. Такой идиллии не может быть по определению в ситуации, когда интересы России и западных сторон на постсоветском пространстве всё более очевидно расходятся. Кроме того, помимо вышеперечисленных сторон, происходящим вокруг Нагорного Карабаха активно интересуются Великобритания, Турция, в меньшей степени Иран, а также некоторые транснациональные корпорации, задействованные в местных коммуникационных проектах,  что, как минимум, не делает ситуацию более ясной. Если какая-то из сторон надеется на то, что посредством «быстротечной» войны, в ходе которой действиями сторон можно будет манипулировать как марионетками, можно попытаться решить какие-то проблемы, то это крайне опасные иллюзии. Хотя бы потому, что они не сработали ни в 2008 году при нападении грузинских войск на Южную Осетию, ни в начале 2014 года, когда пришедший к власти в Киеве в результате государственного переворота нелегитимный режим готовился к кровавым провокациям в Крыму.

"Новости-Армения" - Влияет ли общая нестабильность в регионе Большого Ближнего Востока на обострение ситуации в зоне карабахского конфликта?

А.Арешев - Безусловно, такое влияние имеет место, причём отнюдь не только опосредованный характер. В условиях ухудшающейся социально-экономической ситуации рост радикальных настроений в Азербайджане может получить нежелательный для властей импульс. В свою очередь, у властей возникает соблазн перенаправить нарастающее недовольство в русло борьбы с «внешним врагом». Явственно обозначившееся турецко-российское противостояние также объективно способствует обострению ситуации в регионе, ибо «горячие головы» в Анкаре могут попытаться создать России дополнительные проблемы, в том числе через эскалацию нагорно-карабахского конфликта.

"Новости-Армения" - Как должна вести себя Россия в сложившейся обстановке и как она отреагирует в случае выхода ситуации из-под контроля?

А.Арешев - Мне представляется, что возможные действия России могут иметь несколько измерений, включая военно-политическое и политико-дипломатическое. Первое предполагает укрепление возможностей дислоцированных в России военных сил и средств, направленное на предотвращение возможных провокаций. Создание объединённой российско-армянской системы ПВО на южном направлении, равно как и возможное довооружение российских военных объектов в Армении – важный шаг в данном направлении.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.