Итак, энергомост, переброшенный в Крым с Краснодарского края, наконец-то действует. Пока только половина первой очереди в 400 МВт, да ещё и в текстовом режиме (т.е. на половинной нагрузке). Однако, во-первых: Крыму, в его нынешнем положении важен каждый лишний мегаватт; во-вторых: в тестовом режиме кабель обещают продержать не более суток, после чего энергетики обещают вывести его на полную мощность, т.е. довести мощность до 200 МВт; в-третьих, ожидается, что к 15-20 декабря первая очередь энергомоста должна быть полностью готова и запущена в работу. На самом деле это даже не ожидание, а вполне конкретное задание, поставленное президентом перед главой Минэнерго. Учитывая, что вчерашний пуск – это результат не просто форсированной, а сверхфорсированной работы энергетиков, сомневаться в выполнимости новой задачи уже даже неловко. Минэнерго показало способность работать в условиях дефицита времени.
По словам главы Минэнерго, введение в строй второй очереди следует ожидать в мае 2016 года, т.е. уже на месяц раньше, нежели планировалось прежде. После чего энергопотребности Крыма в основном будут закрыты собственной генерацией и поставками с материка, а всякая потребность в восстановлении украинских ЛЭП отпадёт окончательно.
Вдвойне отрадно, что первыми электроэнергию с материка получили Керчь и Феодосия – в восточном Крыму сложилась едва ли не самая тяжёлая ситуация с энергоснабжением. Отдельные населённые пункты в этих районах провели без света 4-5 дней. Собственно, глава республиканского Минэнерго был отправлен в отставку в т.ч. и по причине невыполнения графика веерной подачи электричества. В первые дни блэкаута никакого графика тут попросту не было.
А что там за Чонгаром?
Со стороны Киева слышится ожидаемое поскрипывание зубами. Украинский политик Т. Черновол в эфире одного из телевизионных ток-шоу уже продемонстрировал уровень своей некомпетентности, назвав энергомост “переноской”. Отдельные украинские интернет-СМИ, с гордостью несущие звание упоротых, успели сообщить об очередной “перемоге”: мол, пуск после неоднократных попыток так и не состоялся.
Подобная реакция вполне ожидаема, а её причины исчерпывающе описаны ещё Эзопом в басне о лисице и винограде: энергоблокада, готовившаяся не менее 2,5 месяцев (первые публичные упоминания о таких намерениях датируются началом сентября), по факту теряет примерно половину своего эффекта уже через 2 недели после её начала. Обидно.
А ведь ещё неделю назад не составляло труда найти “экспертные мнения” о том, что никакого энергомоста нет и не будет. Крымчане, между тем, получили 2 декабря свет на 6-7 часов вместо трёх, но когда украинских “экспертов” интересовали факты?
Зато угрозы Л. Ислямова (обещание и дальше пакостить крымчанам) были услышаны. Вице-премьер республики М. Шеремет сообщил, что энергомост взят под усиленную охрану.
Чему нас это научило
Впрочем, вернёмся к энергомосту. Ускоренное введение в эксплуатацию первой очереди позволяет надеяться также и на то, что взятые темпы будут сохранены и в дальнейшем. Что позволит закончить монтаж второй очереди до наступления курортного сезона-2016. Диверсионные акции со стороны т.н. меджлиса нанесли ощутимый удар по бюджету полуострова. Однако есть шанс восполнить потери, учитывая глобальные изменения, ожидающие туристическую отрасль в связи с отпадением двух крупнейших туристический направлений (Египет и Турция). Но для этого Крым должен быть с электричеством – причём стабильным, круглосуточным и дешёвым.
Однако электроэнергия нужна не только туристической сфере и населению. Не будем забывать, что в своё время для покрытия потребностей полуострова в электричестве тут собирались строить собственную АЭС. И только постчернобыльская нуклеофобия помешала начать строительство. Нынешние энергетические потребности региона (довольно скромные) – своего рода тяжёлое наследство самостийного режима, плоды деиндустриализации. Нет, мы не станем ратовать о необходимости восстановлении в Крыму металлургических предприятий, для этого есть более подходящие регионы. Однако не будем забывать о том, что бизнес и промышленность Крыма – пожалуй самая пострадавшая сторона: население и социальная сфера получили свет за счёт массового отключения промышленных потребителей. Не лучшим образом блэкаут скажется и на развитии СЭЗ Крыма. Поэтому энергетическая самостоятельность Крыма – вопрос не только гуманитарной, но и экономической безопасности.
Их задача – показать, что Крым – “чёрная дыра”, территория без статуса, в которой возможны отказы инфраструктуры, а сообщение сопряжено с дополнительными трудностями. Наша задача – максимально снизить любую (транзитную, транспортную, энергетическую, торговую) зависимость Крыма от Украины. Без этого Крым будет неполноценным субъектом Федерации, а Киев будет плодить аргументы по крымскому вопросу: сначала создавать населению Крыма проблемы, а .затем объяснять их утратой Украины контроля над этой территорией. Подобные финты вполне в духе киевского политического класса, а потому текущую ситуацию правильней рассматривать как универсальный кейс.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.