Пока всё внимание уважаемой общественности приковано к событиям на Ближнем Востоке, не менее интересные (хотя и не такие громкие) события происходят у нас под боком – в среднеазиатском регионе.

Премьер-министр Японии посетил Казахстан. Итогом визита, как водится, стало подписание ряда документов. Их количество и характер таковы, что визит Синдзо Абэ тянет на одно из самых заметных событий уходящего года. Итак, по порядку.

Японская JOGMEC (Japan Oil, Gas and Metals National Corporation) собирается совместно с казахстанской АО «Казгеология» реализовывать проекты по добыче редкоземельных металлов в Карагандинской и Костанайской областях РК. Судя по тому, что несколькими днями ранее с похожими намерениями JOGMEC отметилась в Узбекистане и Туркмении, интерес Японии к региону системный и неслучайный. Кстати, следует пояснить, что такое JOGMEC. Это правительственная структура Японии, оказывающая финансовую и техническую помощь частным компаниям, осуществляющим поставки минерального сырья и энергоносителей в Японию.

С серьёзными намерениями

Еще более убеждают в системности намерений Японии озвученные цифры. Итак, по словам Синдзо Абэ, в ближайшие 5 лет Япония намерена вложить в регион немалые средства:

«Япония ставит свой целью в ближайшие 5 лет создать возможности для бизнеса на сумму около 3 трлн иен, то есть порядка $25 млрд», – заявил японский премьер.

Но это в целом в регион и за пять лет. Проекты ещё на полтора миллиарда долларов были согласованы между господином Абэ и Н. Назарбаевым на бизнес-форуме, приуроченном к визиту японского гостя. По словам Н. Назарбаева речь идёт о проектах в металлургии, химии, нефтехимии, машиностроении, строительстве, пищевой промышленности.

Пожалуй главной неожиданностью визита стало заявление главы правительства Японии о том, что строительство АЭС в Казахстане будетосуществлено японскими специалистами. Впрочем, судя по тому, что публике не представлен проект будущей АЭС, вопрос решен далеко не окончательно. Скорее всего в ходе встречи Назарбаев получил для ознакомления предложения японской стороны – и только. Тем более, что после известных событий репутация японских атомщиков несколько пошатнулась и над подобными предложениями следует подумать не раз и не два. Тем не менее, «Росатому» стоит обратить внимание на активность конкурирующей фирмы. Пока что в компании воздерживаются от комментариев.

В Казахстане Синдзо Абэ завершал своё турне по странам региона (кроме уже упомянутых государств японская делегация успела посетить также Киргизию, Монголию и Таджикистан), поэтому неудивительно, что наиболее громкие и эффектные заявления были приурочены к окончанию поездки. Однако это не должно вводить в заблуждение, японцев интересует регион целиком. Основные причины интереса:

1. Соперничество с Китаем, который также давно окучивает Среднюю Азию;

2. Страны региона богаты тем, чего Японии более всего недостаёт: энергоносителями и полезными ископаемыми. Как и всякой заботящейся о долговременном развитии  державе Японии хотелось бы обеспечить свою экономику тем и другим на сколько-нибудь продолжительное время. Желательно не попадая в критическую зависимость от Китая и России – своих геополитических соперников. Единственное место на Земле (с точки зрения логистики), на которое Японии остаётся обратить взор – это республики Средней Азии. Монголию здесь мы упускаем намеренно. Вряд ли Китай допустит усиления там японского влияния.

3. Вполне возможно, что Япония сочетает приятное с полезным и не только пытается закрепить своё влияние в Средней Азии, но и выполняет просьбу своего патрона по выдавливанию оттуда Китая:

«Накануне визита международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала Синдзо Абэ в ходе поездки в Центральную Азию «поднять вопрос о тревожном положении прав человека в регионе».

Внимание HRW – известный детектор интереса к государству/региону со стороны США. Тонкий намёк на толстые обстоятельства.

Второй намёк – стиль освещения визита казахстанским офисом Радио Свобода. Фраза «сдерживание Китая» применительно к визиту встречается чуть ли не в каждом втором абзаце. Основной объект для сдерживания – разумеется главный проект Китая в СА – Новый Шёлковый путь.

Начинать бояться?

Главный вопрос: насколько следует опасаться интереса Японии к Средней Азии? Для начала успокаивающие моменты. Во-первых, количество соперников сразу уменьшает шансы Японии быстро закрепиться в регионе. Во-вторых, Средняя Азия – совсем не tabula rasa, местные элиты достаточно искушены в переговорах. Не стоит рассчитывать завоевать их лояльность за бусы и пару десятков ружей. Что же до планов привлечь за 5 лет 25 млрд долл, то это пока слова политика, бизнесмены своё слово пока не сказали. Скажут ли? Для этого есть целый ряд «но»: усилия по дестабилизации региона со стороны США; резкие смены режимов (Киргизия); доминирование китайского влияния (Монголия), крайняя слабость государства (Таджикистан). Политические риски всегда можно выразить в долларах. Окажутся ли после этого проекты такими уж выгодными?

В-третьих следует помнить: есть вещи, которые не купишь даже за большие деньги. Вот как видит ситуацию Чжан Хунчжоу, младший научный сотрудник сингапурского Nanyang Technological University: «Несмотря на рост экономического влияния Китая в Центральной Азии, Россия будет продолжать играть существенную роль в регионе, используя сочетание сферы энергоресурсов, культурных и военных связей». Заметим, речь идёт о Китае, который активно присутствует в регионе полтора десятка лет.

Тем не менее, сбрасывать со счетов нового игрока не следует. Во-первых, «человек не сам по себе приехал». Во-вторых, Япония сходу заявила о намерении занять российскую нишу – построить АЭС в Казахстане. Следовательно, обеспечить своё присутствие Япония намерена прежде всего за счёт выдавливания России.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.