Стамбул. 10 октября. Антитеррористический митинг

10 октября Турецкая республика пережила самый, по мнению общества, страшный теракт за всю свою историю. Он, безусловно, окажет существенное влияние на важнейшие парламентские выборы, которые назначены на 1 ноября и политический процесс в целом

В результате двух взрывов в турецкой столице, устроенных предположительно террористами-смертниками, погибло как минимум 95 человек. Власти тут же отреагировали на теракт. «Эта атака не против какой-либо одной группы или политической организации. Это нападение на нашу страну в целом», - заявил глава кабинета министров Ахмет Давудоглу. По мнению премьера, основными подозреваемыми в атаке являются террористы "Исламского государства" (гуппировка запрещена в России) и «Рабочая партия Курдистана». 

Нахождение в этом списке РПК вызывает определенные сомнения. Да, между курдскими боевиками и правительственными силами идут серьезные столкновения, а сами курды отстреливают турецких полицейских в юго-восточных провинциях страны. Однако к этому теракту курды вряд ли причастны. И дело даже не в том, что подрыв групп мирных жителей боевиком смертником не их почерк (в принципе, они могли подучиться столь эффективной тактике устрашения у ИГ в Сирии). А в том, что абсолютно не в интересах курдов взрывать своих симпатизантов - теракт, напомним, состоялся на по сути прокурдском марше, одним из организаторов которого была прокурдская Демократическая партия народов. А вот версия с ИГ выглядит куда более достоверной. Да, террористы ИГ не испытывают к Турции особого негатива (в конце концов, турки помогают террористам, бомбя наступающие на ИГ курдские ополчения Сирии), однако они вполне могли взорвать прокурдский марш.

Некоторые аналитики и эксперты говорят, что в список подозреваемых можно заносить и правящую партию во главе с президентом Реджепом Эрдоганом. Якобы ПСР устроила теракт для того, чтобы максимально упрочить свои позиции перед ноябрьскими выборами. Ни для кого не секрет, что Эрдогану очень нужно набрать на них большинство голосов для того, чтобы сформировать однопартийное правительство (ПСР просто не с кем составить коалицию в парламенте). Для того, чтобы повысить свой рейтинг, Эрдоган стал пугать население нестабильностью. Антикурдская кампания в Турции и в Сирии, стимулирование сирийской гражданской войны, даже резкие заявления в адрес России - все было сделано для того, чтобы население испугалось неопределенного будущего и захотело вернуться в то спокойное время, когда Партия справедливости и развития имела большинство мест в парламенте. Однако опросы общественного мнения показывали, что на население это не очень-то и подействовало - рейтинг ПСР упорно не хотел ползти вверх. Нынешний же взрыв, без сомнения, усилит у населении чувство тревоги, что выгодно президенту и правящей ПСР.

Однако версия о причастности Эрдогана к теракту выглядит крайне натянутой, и очень напоминает предыдущие теории заговора из серии «ФСБ взрывает Россию» или «ЦРУ устроило 11 сентября». Самым слабым местом этих теорий является запредельная рискованность операции. Если сущностная информация о ней попадет в прессу, то одним импичментом президента ПСР не отделается - партия будет распущена, а на всех ее руководителях высшего и среднего звена будет навеки поставлено клеймо предателя, которое обнулит их шансы на продолжение политической карьеры. Тем более ситуация для Эрдогана не настолько критичная для того, чтобы так рисковать.

Однако то, что президент не стоит за этим терактом, не означает, что он его не использует в свою пользу. Эрдоган уже приостановил предвыборную кампанию своей партии и призвал население к единству. «Цель этого нападения в Анкаре — столкнуть различные слои общества. Самым верным ответом на эти проявления терроризма будет продемонстрированная нами солидарность», - заявил он, дав понять, что электорат должен проявить эту солидарность 1 ноября на избирательных участках. Весьма вероятно, что официальная Анкара все-таки сделает основными подозреваемыми именно курдов - по крайней мере, до 1 ноября. Это нужно для того, чтобы максимально настроить общество против Демократической партии народов, которая а) пытается делать ставку не только на курдских избирателей, но также на либеральные слои населения Турции и б) таким образом отнимает электорат у ПСР и является, по сути, главным конкурентом партии Эрдогана на выборах, основным препятствием для планов ПСР получить большинство мандатов.

Курды прекрасно понимают игру Эрдогана, поэтому, по некоторым данным, руководство РПК уже дало указание своим боевикам не предпринимать никаких действий, которые могли бы помешать проведению свободных и справедливых выборов 1 ноября. Понимают игру президента и другие оппозиционные силы. Кое-кто даже надеется перехватить у него инициативу - лидер Народно-республиканской партии Кемаль Киличдароглу уже обвинил правительство в том, что оно своей слабостью и неэффективностью управления допустило это теракт. Какой из политических сил страны удастся лучше всего разыграть карту терактов будет понятно уже в ближайшее время по результатам  социологических опросов. Поиск же реальных виновных в терактах отойдет, скорее всего, на второй план.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.