Музей сирот Геноцида: Дольше всего посетители задерживаются у стены с перечнем, ища родные именаНе классическими драматическими решениями, а в новом современном формате: демонстрацией документов и мощей, подтверждающих истории трагедии 1915 года и ее преодоления уже два года функционирует в Ливане музей сирот Геноцида «Арам Пезикян». Один из самых крупных приютов, основанных на Ближнем Востоке, «Трчноц буйн» («Птичье гнездо») реконструирован и предстал обновленным.

«Патритарх (Католикос Великого Дома Киликийского Арам I) лично поставил перед нами задачу сделать больше и в доступной миру концепции представить прошлое тысяч сирот, в годы Геноцида армян добравшихся до Ливана. Содержание демонстрируемых экспонатов более цельным делает применение технологических возможностей – видео- свето- и звуковые эффекты, к примеру, еще со двора музея слышен голос плачущих сирот. Материалы англоязычные, сопровождаются армянским, французским и арабским переводом», – говорит один из архитекторов, Раффи Тарханян, подчеркивая, что музей состоит из трех разделов: «Геноцид», «Сиротство» и «Возрождение», представляя этапы пути, пройденного сиротами. Спустя годы жизненный путь за несколько дней до официального открытия музея вновь привел сюда одного из воспитанников «Трчноц буйн».

«Заметили пожилого человека, бродившего по территории, подошел к нам, рассказал о себе, сказал, что тоже является армянином, пережившим Геноцид, жил здесь. Спросили: «Здесь, в Ливане?», ответил – «Нет, в этом приюте. Здесь играл, когда болел – лежал под этой стеной». Так рассказывал в течение 1-2 часов… Сказал, что сам не сможет всем рассказать об этом – это сделает музей», – рассказывает Раффи Тарханян.

По словам воспитанницы «Трчноц буйн» в 1978-80гг. Талине Бардакчян, это строение имеет для нее особое значение, поскольку считает его своим домом: «В «Трчноц буйн» мы имеем сейчас музей, соответствующий международным критериям, который рассказывает о выживших здесь после Геноцида армян армянских сиротах, и не только. Более подходящего места для подобного музея невозможно было найти. Будучи воспитанницей «Трчноц буйн» и видя проделанную работу, горжусь – мы сейчас сильнее и более верны своим корням. Это послание армянского народа всему миру – какой путь пройден нами и чего достигли, вопреки трудностям. Музей произвел на меня большое впечатление, и я советую всем приехать и посмотреть, поскольку он – свидетельство возрождения нашего народа и надежда тем, кто пока страдает».

А недостатка посетителей в демонстрационных залах нет, говорит председатель совета попечителей музея Седа Хтшян. Дольше всего они задерживаются у стены с перечнем, ища родные имена, и когда находят – реакция бывает более эмоциональной, рассказывает Хтшян, замечая: «Любопытно, что кроме различных армянских общин Диаспоры, в том числе и Ливанской, немало и посетителей-турок. Музей является именно доказательством отрицающим туркам и вопросом всему миру: почему Анкара безнаказанно продолжает отрицать трагедию».

После открытия музея особенно активизировался процесс обмена экспонатами, подчеркивает председатель совета попечителей: «Люди приехали, увидели, что это сооружение и идея уже реальность, есть условия для демонстрации, и оставшуюся у них память о родных людях – личные письма, книги, тетради, – с доверием вручают нам. Подобные предметы достигли нас даже от сестер Марии Акобсен (датская миссионерка, основатель «Трчноц буйн»). Мы также уточняем местонахождение того или иного ценного экспоната, стараемся приобрести».

В планах расширения – создание Центра изучения Геноцида, будет основан также архив, а материалов собралось уже достаточно.

По инициативе и усилиями датской миссионерки Марии Якобсен в 1922 году в Сайдае открылся и в 1928 году перебрался в пригород Бейрута Джибейли приют «Трчноц буйн». Здесь нашли уход, получили образование тысячи сирот, спасшихся от Геноцида, которые с признательностью называли Якобсен «мамой».

«Есть множество музеев, посвященных Геноциду армян, и строятся новые как в Армении, так и в Диаспоре. Однако этот музей исключительный по своему характеру и цели», – сказал Католикос Великого Дома Киликийского Арам I, по инициативе которого одно из старейших зданий на территории приюта в рамках строительных программ в канун 100-летия Геноцида реконструировано в музей. Официальное открытие музея состоялось 18 июля 2015 года.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.