Прошедшие в начале июля в Уфе саммиты БРИКС, ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества дали новый толчок к обсуждению возможностей взаимодействия Армении с различными интеграционными проектами и использования экономического потенциала участвующих в них стран.

Перспективы эти, хотя и заманчивы и многообещающи, однако сопряжены с определенными трудностями, обусловленными, в первую очередь, отсутствием стабильного транспортного сообщения. Однако эти проблемы можно снивелировать, используя складывающиеся благоприятные геополитические раскладки. Речь здесь в первую очередь идет об урегулировании застарелого противостояния между Ираном и коллективным Западом.

Ереван предлагает ШОС  взаимовыгодные проекты

Выступая  9 июля в Уфе, президент Армении Серж Саргсян заявил о намерения систематизировать взаимоотношения с ШОС, заявку на статус государства-наблюдателя в которой Ереван подал еще в мае 2012 года.

Армянская сторона считает, что образцовым проектом взаимодействия на стыке различных интеграционных объединений может стать строительство армяно-иранской железной дороги, которая обеспечит выход стран ЕАЭС через Персидский залив к Индийскому океану. Армения – единственная страна Евразийского экономического союза, граничащая с Ираном и желает использовать это свое преимущество, которое может послужить мотивацией к возобновлению транспортных сообщений по ряду направлений, бездействующих сегодня по политическим причинам.

 «Уже подготовлено технико-экономическое обоснование, и проект открыт для государственно-частного партнерства. Надеемся, что компании из присутствующих здесь стран проявят интерес», - отметил президент, выступая в Уфе на совместном саммите БРИКС, ЕАЭС и ШОС.

Глава армянского государства не зря выделил из всех других проектов именно железную дорогу между Арменией и Ираном. Для Еревана она имеет не столько экономическое (хотя ее строительство внесет существенное оживление), сколько стратегическое значение. Сегодня Армения фактически лишена прямого железнодорожного сообщения с другими странами, за исключением транзитной Грузии. Границы с Турцией и Азербайджаном закрыты, а по грузинской территории товарные составы доезжают, максимум, до черноморских портов, а оттуда продукция доставляется до конечного пункта на паромах. Есть еще автомобильные дороги: на севере, через крайне неустойчивую во всех отношениях Военно-грузинскую дорогу, и на юге, благодаря небольшому перешейку, связывающему Армению с Ираном. Вот и все внешние коммуникации Армении…

Вторая, альтернативная железная дорога жизненно необходима, с учетом сомнительных перспектив открытия абхазского участка, связывающего Армению с Россией, а также возможных форс-мажоров, как это была во время грузино-осетинской войны 2008 года, когда фактически Армения оказалась в полной блокаде, и дорогой жизни стала армяно-иранская граница.

Стоимость проекта армяно-иранской железной дороги оценивается в 3,5 млрд. долларов. Хотя иранская сторона берет на себя часть расходов, выражая готовность обеспечить строительство на своей территории до армянской границы, цифры эти для Армении сегодня неподъемные, нужны внешние инвестиции, и как раз здесь заинтересованность стран-членов ШОС, особенно Китая, будет совершенно нелишней.

Партнеры по диалогу

На том же саммите в Уфе Армения присоединилась к семье Шанхайской организации сотрудничества в качестве партнера по диалогу. Тем самым, сделан еще один шаг к полноценному членству и в этом вопросе также существенную роль может сыграть окончательное урегулирование иранской ядерной проблемы и снятие международных санкций с Ирана. Это откроет новые возможности не только для Тегерана, но и региона в целом.

Тем более, что Иран сам заинтересован в теснейшем сотрудничестве с ШОС вплоть до вступления в эту организацию

В частности, ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью гендиректору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву заявил, что главы МИД стран-участниц ШОС могут рекомендовать рассмотреть вопрос о вступлении в эту организацию Ирана. По мнению Лаврова, после отмены санкций у Ирана появляются хорошие шансы на вступление в ШОС.

В самой организации считают, что присоединении к ним ИРИ будет работать на повышение авторитета ШОС.  Именно эта страна в прямом и переносном смысле  может стать мостом между Арменией и Шанхайской организацией сотрудничества и в этом смысле отмена санкций может стать катализатором к ускорению интеграционных процессов.

Перспективы Армении

В самой Армении взаимодействие с Шанхайской организацией сотрудничества рассматривается в контексте привлечения инвестиций, особенно с учетом членства страны в ЕАЭС, использования транзитных возможностей, открытия новых транспортных коммуникаций, выхода на безграничные азиатские рынки.  Хотя, по оценкам ряда специалистов, двусторонний формат сотрудничества со странами ШОС для Армении намного перспективней.

В частности, по мнению российского эксперта Александра Гущина,  ШОС - еще одна важная площадка для сотрудничества, однако переоценивать именно формат организации не стоит.

«Думаю, что  двусторонний формат, как с Китаем, так и с Россией останется приоритетным, однако от налаживания сотрудничества в рамках ШОС, тоже вреда нет, другое дело, что не надо ожидать от этого каких-то прорывов», - сказал он.

Представители ЕАЭС говорят об эффективности сотрудничества с ШОС в контексте и в тесной кооперации с евразийскими интеграционными процессами.

«Эффективнее будет сделать все страны ЕАЭС активными участниками переговоров в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Тем более, многие цели объединений совпадают: создание боле эффективной инфраструктуры, развития транспорта,  инвестиций, снятия барьеров на пути движения товаров и услуг, совершенствования таможенных процедур, сближения правил технического регулирования и т.д.», - уверена член Коллегии (Министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян.

Один из этих целей озвучил недавно президент РФ Владимир Путин. По его словам, речь идет о транспортно-логистических инфраструктурах, в частности «Экономическом поясе Шелкового пути».

По его словам, невозможно обеспечить устойчивое развитие без развития инфраструктуры: железнодорожной, автомобильной, авиационной, портовой инфраструктуры, трубопроводного транспорта. «Нужно просто сопрягать наши усилия, и мы это активно обсуждаем», - сказал президент России.

Удастся ли Армении вписаться в эти грандиозные проекты, перестроить экономику и переориентировать ее на новые агрессивно развивающиеся рынки? От этого во многом зависят перспективы ее развития.  Тем более, что ей в этом может помочь сама история, ведь Армения всегда была неотъемлемым звеном «Шелкового пути».

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.