Интервью журнала  "Оптимист" - интервью с Айком Баланяном

О связи политической и социальной сферы 

Что произошло с Арменией после распада СССР? Среди прочих процессов я бы хотел выделить деиндустриализацию и десоциализацию. Деиндустриализация выражается не только в развале «железа», но и в развале социальных групп и организаций – рабочего класса как такового, профессиональных и творческих союзов, в  потере научных, культурных школ, институтов и кадров, в нарушении пропорций между различными социальными группами и их иерархии. Те, кто находился в самом низу социальной лестницы, оказались в элите. И в соответствии с этим изменилась вся логика взаимоотношений в обществе. Все, что мы говорим и о культуре, и о политике, непосредственно связано с этой десоциализацией Армении, распадом советской социальной системы Модерна, которая оказывает решающее влияние на все процессы. Так происходит всегда при смене формации: «асоциальный элемент», т.е. члены общества, по любой причине слабо социализированные в условиях прежнего социума, получают преимущества в новых условиях. Они «стоят на старте» процесса новой социализации, тогда как хорошо социализированным по прежним правилам необходимо пройти «обратный путь» (десоциализации) в исходную точку и оттуда начать движение в новом направлении. 

О «глобальном армянстве» 
Тот национализм Модерна, о котором я говорил, есть национализм государства и гражданина, а не этноса. Конечно, за рубежом есть множество армян, которые помогают Армении. Но, уверяю вас, если здесь будут более вменяемые общество и государство, этот ресурс можно будет использовать в сотни раз эффективнее. Большего разделения, чем сейчас, трудно себе представить. 

Я хотел бы затронуть проблему «глобального армянства», воспользовавшись еще одним термином из арсенала Тиграна Саркисяна. Есть крупное заблуждение по поводу самоорганизации армянства: армяне очень давно имеют сетецентричную организацию – это армянский криминал. Армянские бандиты в Ереване, Лос-Анджелесе, Москве прекрасно решают друг с другом все вопросы, общаясь на совместных застольях через скайп. Система реально существует – вопрос в том, на что она работает. Поэтому дело не в том, чтобы создать на пустом месте систему, дело в том, чтобы уничтожить существующую систему, потому что изменить ее невозможно, и не дать ее легитимизировать. То же самое касается и системы власти в Армении. Более того, наживка, троянский конь сетевой структуры, имеет вполне прозаичную цель легитимизации власти этого сетевого криминала в обход и вопреки армянскому государству, вне выборных процессов, вне гражданского общества и прозрачных правил, – такой своеобразный криминальный синдикат общин, где главы криминальных «епархий» и будут составлять теневой парламент и теневое правительство. И никакие патриоты в общинах Глендейла или Ростова не смогут оказать влияние на сговор армянского криминала, так же как и сейчас не оказывают никакого влияния на руководство этих общин. С другой стороны, главы этих общин крайне зависимы от правоохранительных и секретных служб стран пребывания. И вот этот будущий союз таких общин в мировом масштабе представляется как будущее Армении и маяк развития. 

Общинное мышление как раз не предполагает права людей из Лос-Анджелеса, Лондона, Москвы или Киева вмешиваться здесь, в Армении, в «чужой огород». Чтобы помочь Армении, человеку из диаспоры приходится каждый раз преодолевать искусственные препятствия за счет своих нервов, времени, денег, здоровья. Если здесь будет хоть что-то похожее на государство, никакого непреодолимого барьера между этнонационализмом или же культурным национализмом и гражданским национализмом не возникнет. Начнем с того, что тысячи людей вернутся в такую страну, захотят здесь жить. А усилия тех, кто захочет помогать ей, оставаясь в диаспоре, будут гораздо более эффективными. 

Нам придется как-то сочетать оба подхода: и гражданский, и этнический. Первый – преимущественно внутри Республики Армения, как база построения государства на этих сорока двух тысячах квадратных километрах, второй – в диаспоре, как идеология взаимоотношений этого государства с этническими армянами вне Армении. Стоит обратить внимание на китайский, ирландский, еврейский опыты, возможно, будет какая-то многовариантность в зависимости от конкретной страны, условий времени и ситуации, будут, конечно, определенная конфликтность и ошибки, но избежать этого невозможно. 
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.