Комментировать новость об очередном падении «Протона», да ещё и сразу после падения «Прогресса» чрезвычайно нелегко, но надо. Нелегко — потому что эмоции норовят отключить разум. Даже поймал себя на мысли «хоть бы это была диверсия!». Понятное дело, с диверсиями, тем более воображаемыми, бороться проще, чем с системным кризисом.

Потому и пополняются после каждого такого ЧП ряды сторонников версии об умышленном вредительстве. Это такое убежище для разума — зайди туда и нервы почти не пострадают. (Хотя, если серьёзно, то серия диверсий такого уровня говорит о полной недееспособности нашей системы госбезопасности, поэтому тут ещё нужно разобраться, что для страны страшнее…)

Другое пристанище — это полк заткнувших уши соотечественников, которые мотают головой и бормочут мантры: «Ну и что, всё равно Россия самая сильная и всех победит, а все, кто думает иначе, — предатели и пятая колонна».

Хотя есть и третье укрытие от реальности — это общество виртуальных трибуналов. Его участники на каждое происшествие составляют свои собственные расстрельные списки и чистят воображаемые револьверы, которые по их замыслу могут всё исправить и починить. И вот в том, чтобы пойти своей дорогой, не сев ни на один из этих привлекательных рифов, и есть главная сложность комментирования, но мы попробуем.

Конечно, за «Протон» обидно. Потому что, положа руку на сердце, наша страна сейчас в сфере материального производства стоит на трёх китах — оборонка, атом и космос (убери их — и на мировой политэкономической карте останется распухшая до гигантских размеров подмёрзшая Саудовская Аравия. Кстати, ненадолго). Для равновесия хотелось бы добавить и четвёртого кита, например, нефтегазовую отрасль, но по-честному не получается, слишком уж большая там зависимость от импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

И вот когда один из китов начинает всё чаще вилять, норовя уйти в свободное плавание, становится и обидно, и тревожно. Потому что без ракет мы, может быть, и проживём, но это будет уже другая страна, а нам другой не надо. Вот за нефтегаз не обидно — объективно у Запада гигантский технологический задел, который мы не получили в том числе и потому, что были сосредоточены на развитии вышеперечисленных столпов. Но космос-то наш исторически, он же русский, советский. И отдавать его вот так просто, даже не в конкурентной борьбе (мы давно лидируем по количеству пусков), а просто из-за неспособности удержать и развить лидерство — тоскливо.

Впрочем, и унывать пока не стоит.

Как верно заметил Д.О. Рогозин (который возглавляет расстрельный список фракции виртуальных трибуналов), космическая отрасль нуждается в больших реформах, на которые нужно время. Если кто не помнит, то всего несколько лет назад полный бедлам царил в оборонке, и выход её на устойчивый курс развития почему-то остался незамеченным и неоценённым широкой аудиторией. Более того: гражданин, стоявший у этого выхода на развитие, сейчас тоже в расстрельном списке виртуальных трибуналов.

А личность Сергея Владиленовича Кириенко большинство так и ассоциирует с дефолтом 1998 года, хотя он уже 8 лет тихо, но успешно руководит госкорпорацией «Росатом» (заметьте, без револьвера у виска). Поэтому выводить даже из серии неудачных запусков то, что у нас «всё прогнило», как минимум слишком смело.

Но и с реформами нужно поспешить. Дмитрий Олегович умеет красиво и убедительно говорить, но, кажется, запас доверия даже к самым красивым, но словам — потихоньку иссякает.

Граждане ждут от него реального дела (и это не граждане виноваты в том, что он решил с ними активно взаимодействовать). Я бы лично, проходя между опасными смысловыми рифами, позволил руководству отрасли действовать на своё усмотрение, хоть реформами, хоть посадками, но так, чтобы ракеты в итоге перестали падать.

Иначе с эмоциями будет уже не совладать даже самым терпеливым из нас.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.