Довольно противоречивая информация поступила в середине сентября из Турции. Так по сообщению портала MIGnews, министр науки Турции Нихат Эргун сообщил о готовности его страны начать серийное производство первой самостоятельно разработанной баллистической ракеты. Сообщалось также, что ракета называется SOM. Дальность действия ракеты – 300 км. «Это – первый шаг Турции на пути создания ракеты дальнего радиуса действия» - сообщил чиновник. Как информирует портал: «Турки считают, что в интересах национальной обороны им необходима дальность 2500 км».

Противоречие в распространенной новости заключается в том, что SOM является не баллистической, а крылатой ракетой. При этом заявленная амбиция на достижение дальности в 2500 км, для крылатых ракет довольно трудновыполнимая задача (этого добились всего несколько стран обладающих высококлассной оборонной промышленностью) и как сообщалось ранее, миссия эта возлагается Турцией на баллистические ракеты. В то же время другие информационные агентства приводили иные данные. Например, сообщалось, что радиус действия SOM-а не превышает 200 км. Однако прежде того как разобраться в реальных тактико-технических характеристиках указанной ракеты, нам необходимо понять на чём основаны и насколько реальны турецкие ракетные амбиции.

Не секрет, что Турция всегда воспринимала себя державой как минимум регионального уровня. Правда был период, когда турки считали разумнее укротить свои державные аппетиты, но с развалом СССР, а особенно после прихода к власти в Анкаре нео-османов, Турция заметно активизировалась. Результатом этой активности стали не декларируемые «ноль проблем с соседями», а, как утверждают эксперты «ноль соседей без проблем». И проблемы эти с соседями могут вылиться в войну. Особенно реальна война Турции с Сирией и Ираном. При этом Иран угрожает нанести удар по территориям тех стран, которые будут использованы как плацдарм для агрессии против исламской республики. Вероятно именно поэтому премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал в начале этого года Совету по научно-техническим исследованиям страны следующее поручение: «Почему иранские ракеты имеют радиус дальности в 2000-2500 км, а наши - всего 150 км? Это ваше упущение, и хотелось бы, чтобы и Турция в ближайшее время разработала подобные ракеты».

Однако необходимо иметь в виду и высказанные несколько лет назад, устами министра иностранных дел Турции Ахмеда Давутоглу, амбиции нео-османов. Он в частности сказал: "Обведите на карте вокруг Турции круг диаметром 1000 километров — в него попадет 20 стран, обведите круг диаметром 3000 километров — в него попадет 70 стран. Турция будет интересоваться своим окружением". Подобный интерес же, как принято считать, необходимо подкреплять военной силой. Именно поэтому «длинная рука» турок должна дотягиваться на дальность в 2500 км. Кстати столица России тоже попадает в этот радиус.

Но имеет ли Турция возможность осуществить свои ракетные амбиции? Ведь тот же военно-промышленный комплекс Ирана шёл к достижению подобной дальности приблизительно 25 лет. Для ответа на этот вопрос необходимо знать состояние турецкой оборонной промышленности, а она, по некоторым данным, обеспечивает уже 50% потребностей силовых структур Турции, хотя делает это в большинстве своём с помощью иностранных технологий. Вообще у турецкого ОПК есть целый комплекс проблем: неспособность самостоятельно проектировать системы вооружения, нехватка квалифицированных кадров, зависимость от иностранных поставщиков. Однако, несмотря на это, военно-политическое руководство Турции стремится «преобразовать оборонную промышленность таким образом, чтобы она могла предлагать независимые национальные решения и была конкурентоспособной на международной арене».

Возвращаясь к ракетной программе Турции, необходимо сказать, что заложена она была не вчера и что турки разрабатывают как баллистические, так и крылатые ракеты. Уже упоминавшаяся крылатая ракета SOM разрабатывалась в 2006-2012гг Научно-исследовательским и конструкторским институтом оборонной промышленности Совета по научно-техническим исследованиям Турции. По всей видимости, SOM является полностью турецкой разработкой. Сообщается, что ракета готова к серийному производству и в ближайшее время поступит в распоряжение Вооруженных сил Турции. Крылатая ракета SOM имеет радиус действия до 200 км, обладает боевой частью в 230 кг и может запускаться с воздуха, с земли и с моря. Вероятно уже начаты работы по созданию аналогичной ракеты с радиусом действия до 500 км.

В тоже время в Турции производятся и разрабатываются также и баллистические ракеты. В этом деле помощь туркам оказал Китай. В 1998 году Анкара и Пекин договорились о предоставлении Китаем туркам технологии производства китайского ракетного комплекса B-611. В Турции этот ракетный комплекс был немного улучшен и начал производиться под названием J-600T Yıldırım. Впервые он был продемонстрирован в 2007 году. О максимальной дальности, на которую можно запустить эту баллистическую ракету, имеются противоречивые данные. Так в базовом исполнении она, вероятнее всего, составляла 185 км, а в дальнейшем туркам удалось увеличить её до 250-300 км. Ракета несёт боевую часть весом в 480 кг, а платформой ей служит также производимый в Турции грузовик MAN 26.372 6x6.

По имеющейся в СМИ информации, турки работают над дальнейшим увеличением дальности действия J-600T до 500 км. По разным сообщениям либо уже испытывалась, либо до конца года будет испытана ракета с подобной дальностью. Хотя, по мнению некоторых экспертов, увеличение дальности до 500 км будет достигнута в основном за счёт уменьшения веса боевой части.

Однако турки не могут удовлетвориться подобными результатами. Их целью является достижение дальности в 2500 км. СМИ сообщают, что в планах турецкой оборонки сначала создать ракету с дальностью в 1500 км, и только на следующем этапе достигнуть намеченных 2500 км. Но реализация этой цели посредством усовершенствования ракеты, которая изначально была спроектирована для дальности в 185 км – задача почти нереальная. Правильнее начать проектировать новую ракету. Однако, как уже говорилось, у турок проблемы с самостоятельным проектированием систем вооружения.

Конечно можно предположить, что Турция могла бы приобрести ракеты с необходимой дальностью и технологии их производства опять же у Китая. Так, например, поступила Саудовская Аравия, которая ещё в конце 80-х годов приобрела у Китая 36 ракет Дунфэн-3 с радиусом действия в 2500 км. Однако не следует забывать, что Турция фактически поощряет уйгурский сепаратизм в Китае и Пекин вряд ли захочет способствовать Турции в её стремлении заполучить такие баллистические ракеты, на основе которых в будущем можно будет создать ракеты способные достигнуть территории Китая. Поэтому наиболее вероятной выглядит информация об участии в разработке ракет с дальностью действия в 2500км «одной восточноевропейской страны». По нашему мнению на эту роль с высокой степенью вероятности можно определить Украину, которая имеет разветвлённую сеть специализированных предприятий, конструкторских бюро, НИИ, машино- и приборостроительных предприятий.

Однако несмотря ни на какие затруднения встающие перед ракетными амбициями нео-османов, мы должны исходить из того, что Турция рано или поздно достигнет поставленной цели. Может быть ей понадобится на это четверть века, но для нас это не может служить утешением, тем более что, как мы видим, определённых успехов турки уже добились. Уже сегодня  производимые в Турции ракеты представляют угрозу безопасности армянских государств. Крылатые ракеты с дальностью полёта в 185 км и баллистические ракеты с радиусом действия в 250-300 км, могут быть применены Турцией по объектам расположенным на большей части нашей страны.

Известно, что Турция обладает огромным количественным преимуществом в вооружениях и военной технике перед Арменией. Однако сравнительно небольшая длина границы, затруднительный для военных манёвров рельеф местности, партизанские действия курдов в турецком тылу и др., создают ситуацию, когда ВС Армении имеют возможность не допустить продвижения турецких войск вглубь армянского государства. При этом мощная система ПВО Армении способна нанести неприемлемый урон и нейтрализовать авиацию противника. В этой ситуации, массированно используя уже имеющиеся баллистические и крылатые ракеты, Турция может истощить и/или взломать армянскую ПВО и получить контроль над воздушным пространством Армении и, следовательно, переломить ситуацию в свою пользу. Ракеты турки могут применять и по иным стратегически важным целям.

Для недопущения подобного развития ситуации, Армении необходимо уже сегодня задуматься об адекватном ответе. Конечно нельзя сказать, что сегодня Армении нечем ответить на обозначенные угрозы. На сегодняшний день Армянская Армия вооружена оперативно тактическими ракетными комплексами 9К72 «Эльбрус» (по натовской классификации «Scud-B») с радиусом действия более 300 км и тактический ракетный комплекс 9К79-1 «Точка-У» с радиусом действия в 120 км. Однако проблема в том, что «Эльбрус» разработан  более 50 лет назад и имеет жидкотопливную ракету. У подобных ракет есть как минусы, так и плюсы, однако в нашей ситуации важно то, что в зависимости от готовности ракеты, подготовка к старту порой может занять до 40 минут времени. А это в наших условиях может иметь плохие последствия. Есть слабая сторона и у «Точки-У» – это малый радиус действия её ракеты. Кроме этого, хотя и нет каких-либо точных данных, однако можно почти наверняка предположить, что оба ракетных комплекса имеются у Армении в сравнительно небольшом  количестве. Всё это не позволяет считать их оружием сдерживания от ракетной угрозы со стороны Турции.

Выходов из этой ситуации у Армении три. Первый – это выстроить противоракетную оборону. Пока что с задачей перехвата турецких баллистических и крылатых ракет, вероятно, могут справиться имеющиеся у Армении комплексы ПВО С-300. Однако не факт, что при массированном обстреле армянской территории они справятся с поставленной задачей перехвата вражеских ракет. А в дальнейшем, когда у Турции появятся более дальнобойные и совершенные ракеты, Армении придётся потратить непосильные суммы на приобретение современных противоракетных комплексов.

Второй выход из ситуации - это закупка ракетных комплексов аналогичного типа в России. Ими могли бы быть ОТРК «Искандер». Однако проблема в том, что во-первых, их цена очень велика и они до сих пор не поставлялись на экспорт (даже в Белоруссию).  Во-вторых, даже если найдутся деньги и будет достигнута договорённость, то Россия сможет осуществить поставку только «Искандер-Э» - экспортный вариант данного ОТРК с радиусом действия в 280 км. Международный режим контроля над ракетными технологиями запрещает экспорт ракет способных лететь на дальность в 300 км и более. То есть дорогостоящая покупка у России ОТРК «Искандер» станет только временным решением вопроса.

Третий вариант выхода из ситуации может на первый взгляд показаться неосуществимым, однако автор данных строк убеждён, что это не так и что выход этот единственно верный и перспективный. Как, наверное, уже догадался читатель речь идёт о необходимости создания условий для начала разработки и производства собственных армянских баллистических и/или крылатых ракет. Для этого у Армении есть почти все условия. Основными отсутствующими компонентами являются только понимание необходимости и воля военно-политического руководства страны.

Как уже было сказано, на вооружении ВС Армении имеются ОТРК 9К72 «Эльбрус». Именно этот комплекс, а скорее ракета Р-17 (8К14) к нему, стали основой для ракетных программ сразу нескольких государств – Иран, Северная Корея, Ирак и др. Если эти страны смогли модернизировать «Эльбрус» четверть века назад, то и Армения способна на это. И мы уже кое-что делаем в этом направлении. Так во время парада проведённого в Ереване 21 сентября 2011г., было объявлено, что: «9К72 были модернизированы армянскими специалистами и дополнены сверхсовременными электронными средствами. Теперь эти комплексы позволяют преодолеть противоракетную оборону и с помощью более чем 500 килограммовой боеголовкой, с высокой точностью уничтожить объекты тактического значения, расположенные на расстоянии до 300 км, даже если они хорошо защищены».

Насколько в действительности модернизированные армянские «Эльбрусы» способны преодолеть ПРО – судить сложно, однако важен сам факт осуществления работ по их модернизации. При этом, так как вес боеголовки указан в «более чем 500 кг», а в оригинале её вес достигал одной тонны, то можно предположить что увеличилась и максимальная дальность действия ракеты. Хотя вряд ли существенно, но думается достаточно, чтобы дать возможность осуществлять пуски по Апшеронскому полуострову с чуть большей глубины армянской территории. Однако всё это не может свидетельствовать в пользу осуществления программы по глубокой модернизации ОТРК «Эльбрус». С другой стороны встаёт вопрос о перспективности для Армении подобных работ. Ведь как бы ни модернизировался «Эльбрус», он всё равно останется жидкотопливной ракетой, что в условиях Армении нежелательно.

По нашему убеждению Армении необходимо разрабатывать и производить твердотопливные баллистические и крылатые ракеты, а за основу можно уверенно взять ТРК «Точка-У», который в своё время стал родоначальником ОТРК «Ока» имевшем дальность стрельбы в 400 км, а «Ока» в свою очередь легла в основу ОТРК «Искандер». Кроме этого на вооружении ВС Армении есть также и несколько видов зенитных управляемых ракет (ЗУР), которые можно изучить и поэкспериментировать над ними на начальном этапе становления отечественной ракетной программы. Напомним, что те же ЗУР от имеющихся у нас ЗРК С-300 способны сбивать цели на дальностях в 75-90 км и высоте 27 км. Если же запускать эти ЗУР по баллистической траектории, то можно существенно увеличить их дальность полёта.

Однако нельзя сказать, что в Армении до сих пор не занимались ракетостроением. Так ещё на II Выставке продукции армянских оборонных предприятий, которая была проведена 22 мая 2010 года в Министерстве обороны РА, была продемонстрирована неуправляемая авиационная ракета С-24А. К этому факту можно отнестись скептически, однако из него следует, что хоть и на зачаточном уровне, но ракетостроение в Армении всё же есть. При этом без лишней скромности вспомним, что у нас в стране есть и несколько станкостроительных предприятий, есть и кое-какое машиностроение, есть и химическая промышленность (что очень важно для производства топлива), есть и следующие научные институты: Институт математики, Институт механики, Институт прикладных проблем физики, Институт радиофизики и электроники, Институт химической физики, Институт проблем информатики и автоматизации и др.

Завершая статью, хочется высказать надежду на то, что военно-политическое руководство Армении должным образом оценит угрозы исходящие от ракетных амбиций Турции и, перестав надеяться на российский зонтик, который пока что прикрывает Армению от турецкой военной агрессии, наконец-то поймёт, что зонтик этот не вечен и не надёжен, что он может перестать прикрывать нашу страну в самый неподходящий момент и Армения окажется неготовой к подобному вызову. Военно-политическое руководство страны должно понять, что данный вызов можно обратить в стимул для развития и, используя все имеющиеся у нас ресурсы, пойти по пути самостоятельного обеспечения собственной безопасности. Проблем на этом пути будет множество, но все они решаемы  - была бы политическая воля.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.