Сущность политики составляют не только политические процессы
В выборе того или иного политического курса руководителем страны играет роль не только его образование и способность ориентироваться в сложных понятиях и процессах, а также такие явления, как национальный менталитет, историческая память или ее отсутствие, культурные традиции (какие есть), образ жизни народа и т.д. В этом плане интересным является сравнение образов восприятия мира и своей роли в этом мире у кочевых народов и оседлых.
1. Оседлые народы, как правило, более творческие и нацелены на созидание материальных и нематериальных благ. Кочевые, наоборот, нацелены не на творчество, а на разбой, присвоение чужого готового имущества.
2. Оседлые народы, как правило, защищаются, а кочевые - нападают. Оседлым народам есть что защищать - те материальные и нематериальные блага, что они создают. А кочевым есть что отбирать - то, чего у них нет.
3. Оседлые народы формируют личностей, потому что творчество и созидание наиболее полно выражаются именно на личностном уровне. А кочевые народы в себе формируют стадный инстинкт, который помогает сообща нападать, вместе делить навар и т.д.
4. С течением времени у оседлых народов формируется понятие Родины - место, где жили и созидали их предки и где по определению должны и имеют право жить они и их потомки. У кочевых народов не формируется понятие Родины как исторического-культурного наследия. Потом государство, созданное кочевыми племенами, бывает вынуждено искусственно прививать понятие Родины населению, которое исторически с этим явлением не знакомо, потому что Родина для оседлых - место, где созидают во благо, а для кочевников место, где есть чем нажиться, есть Родина.
Эти этнокультурные явления потом проникают в политику государства, созданного на завоеванной кочевыми племенами территории и становятся частью государственной политики или национальной идеологии. Примером этого является Турция с потомками тюркских кочевых племен, с идеологией туркизации населения и пантуркизма. Последний является прямым продолжением менталитета кочевых племен, не имеющих пока представления о Родине, в частности о своей Родине и чужой.