Еще до популярности интернета, во времена рекламы потребительских товаров, "люди от медицины" пытались убедить людей, что они должны заботиться о своем здоровье. В самом деле, усталость и головная боль могли быть симптомами опухоли мозга, а кашель – симптомом рака легких, хотя большинство врачей успокаивали своих пациентов: «Примите две таблетки аспирина и позвоните мне утром». 

На сегодняшний день люди ищут свои болячки в интернете, проходят виртуальные тесты, чтобы проверить у себя наличие той или иной болезни, и в итоге люди идут к врачу, даже если чувствуют себя хорошо. Фармацевтические компании обнаружили, что страх за свое здоровье и ипохондрия заставляют людей покупать лекарства; и, кажется, поэтому будут бесконечно появляться новые "болезни" и все больше людей будут беспокоиться о своем здоровье. 

Убеждение легко внушаемых людей, что у них есть симптомы той или иной болезни, была золотой жилой для фармацевтических компаний, когда они начали свою рекламную компанию в конце 1990х. Благодаря такому маркетингу, компании, по сути, «продавали» болезни, чтобы создать спрос на свою продукцию. Миллионы людей вдруг стали аллергиками, у них появились проблемы с ЖКТ, рассеянное внимание, боли и проблемы со зрением. 

И это не принимая в расчет общего недомогания. Лучше всего ситуацию описывает следующая вполне реальная цитата: «Я принимаю аспирин от головной боли, которая появилась вследствие приема Зиртека, который помогает мне от сенной лихорадки, которая появилась, после того, как я начал принимать Реленза от болей в желудке, которые появились, после приема Риталина, который помогал справиться с недостаточной концентрацией внимания из-за приема Скоподерма, который помогает мне справиться с морской болезнью, вызванной Ломотилом, который я принимаю от диареи, вызванной Ксеникалом, из-за моего неконтролируемого набора веса при приеме Паксила, который помогает мне избавиться от чувства тревоги, спровоцированного Зокором, что я принимаю для понижения уровня холестерина, потому что зарядка, диета и массаж – это слишком сложно»

Вот как фармацевтические компании заставляют потребителей покупать лекарства. 

1. Боязнь старения и потери сексуальной привлекательности. 

Гормонозаместительная терапия, которую выбирали многие женщины около 10 лет назад, должна была остановить приливы в период менопаузы и сохранить прочность костей. Неофициально это был способ оставаться молодой и сексуальной. Рекламная кампания ГЗТ в качестве целевой аудитории обращалась к женщинам, которые уже не способны к продолжению рода и уже не могут соответствовать потребностям своих мужей, которые хотят молодо выглядящих жен. Когда было обнаружено, что побочным эффектом терапии был повышенный риск сердечного приступа и появления рака, роль «нестарения» на себя взяло другое средство, представленное бывшей ведущей шоу Today Мередит Виера, бывшей «Ангелом Чарли» Шерил Лэдд и актрисой Салли Филд. Сейчас компании рекомендуют гормонозаместительную терапию даже мужчинам, чтобы сохранить их сексуальную привлекательность. Но для мужчин это не безопаснее, чем для женщин. 

2. Боязнь неопасных симптомов 

Когда-то раньше страдающие от изжоги американцы, принимали Тумз, Алка Зелтцер, Бромо Зелтцер или Маалокс и обещали есть меньше. Они не знали, что на самом деле у них желудочно-пищевой рефлюкс, и принимая лекартсва продолжали уверенно двигаться дальше к раку пищевода, принимая ингибиторы протоновой помпы до конца жизни. То же касается и депрессии: дело в том, что грусть и плохое настроение, будь то связано с браком, семьей, работой, финансовым положением или даже потерей любимого, это нормальное явление. Но фармакологический бизнес предлагает вам бежать к врачу в ту же секунду, как вам станет грустно, за порцией «счастливых пилюль», которые вы будете принимать 10 лет, а то и больше. Наибольшего успеха фармакологические компании добились в убеждении родителей и учителей, что дети повсеместно страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 

3. Боязнь новых болезней. 

Кто-нибудь помнит такие расстройства, как нарушения сна от посменной работы? Непонятные расстройства, о которых нам сообщают фармакологические компании, это не выдумка, но они настолько редкие, что о них никто бы не услышал, если бы компании не пытались создать спрос на дорогие лекарства, особенно при условии, что нет лабораторных или клинических способов диагностировать болезнь. ЭббВи (AbbVie), биофармацевтическая компания, занимающаяся исследованиями, запустила две высокобюджетные кампании, убеждая людей с больной спиной, что у них анкилозирующий спондилоартрит, а людей, страдающих диареей, что у них врождённая недостаточность поджелудочной железы, обеспечив их списком вебсайтов, где они могут убедиться в этом и проверить свои симптомы. Неужели человек, страдающий от какой-либо боли, сам не поймет, когда именно ему пойти к врачу? 

4. Страх, что ваш ребенок не совсем нормальный 

Синдром недостатка внимания и геперактивности – это не единственные болезни, которые приписывают детям, есть еще и другие, такие как, например, вспышки гнева, которые теперь именуют как нарушение дисрегуляции настроения. Благодаря педиатрической психофармакологии у детей все чаще диагностируют оппозиционное расстройство неповиновения, социальные фобии, биполярные расстройства, поведенческие расстройства, депрессию и спектральные расстройства. Почему фармакологические компании нацелены на детей? Дети – это податливые пациенты, которые будут делать то, что им говорят родители, учителя и врачи, что в свое время заявил Гвен Олсен в своей книге. Они идеальные пациенты, поскольку они полностью выполняют предписания и у них впереди еще вся жизнь. Другими словами, они еще долгое время будут пациентами и клиентами фармакологов. А потом им понадобятся еще лекарства, чтобы избавиться от побочных эффектов от лекарств, которые они уже принимают. 

5. Боязнь того, что лекарство не работает. 

Как только стало понятно, что оригинальное лекарство можно дополнять другими лекарствами, началась эра «дополнительных» лекарств. Как гласила реклама, может, ваше лекарство не работает, потому что для активации его действия вам необходимо еще одно лекарство. Пациенты, будучи еще неуверенными в том, что им необходимо первое лекарство, не остановятся, чтобы не попробовать другое. И главным образом в успехе рекламной компании можно благодарить депрессию. 

Врачи, которых финансировала компания, классифицировали депрессию как пожизненное состояние, требующее постоянного приема лекарств. И это еще не все. Помимо обычно депрессии, без особых на то показаний, некоторым пациентам ставили диагноз «прогрессивная депрессия», что смотрелось еще более удручающе. Статья на сайте Medscape гласила: «Как только возрастает количество депрессивных эпизодов, предсказуем риск последующих эпизодов». И тут же была реклама антидепрессанта. 

6. Боязнь «скрытых» заболеваний 

А что если у вас нет никаких симптомов, и вы себя хорошо чувствуете? Это не значит, что вы не страдаете от скрытого заболевания, которое угрожает вашему здоровью, даже если вы о нем и не подозреваете. Еще не одно лекарство не было таким успешным, как лекарство снижающее уровень холестерина Lipitor, реклама которого гласила «Знай свои цифры», что было очень вовремя в период, когда все опасались сердечных приступов, связанных с повышенным холестерином. Миллионы людей принимали препарат, чтобы избежать повышения уровня холестерина, хотя было выявлено, что холестерин, полученный с пищей, не несет угрозу сердцу (к счастью, патент препарата Lipitor уже истек). Еще один пример успешной рекламной кампании – лекарства, предотвращающие остеопороз у женщин, например, Fosamax, Boniva and Prolia. Реклама убеждала женщин, что когда-нибудь их слабеющие кости все-таки начнут ломаться. Предсказание сбывалось, даже у тех, кто принимал препарат, потому что побочным эффектом, оказывается, было ослабление костной ткани. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.