foto

Правда, о которой молчат. Почему Россия свернула с пути “евроинтеграции”. С 1991-года Россия делала все, чтобы стать частью так называемого “запада”. Что изменилось, почему процессы пошли в ином направлении?

Об этом и многом другом рассказывает Андрей Арешев. Взгляд эксперта.

Андрей Арешев – эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа ИВ РАН. Главный редактор сайта kavkazoved.info. Область его пристальных научных интересов: Армения, российско-армянские отношения, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия.

  • Либеральные иллюзии России.
  • Является ли Россия суверенным государством.
  • О современных проблемах России
  • Взгляд на события в Армении, о событиях в Гюмри
  • Об убийстве Немцова
  • Возможен ли майдан в Москве
  • О методах раскола общества

Диалог ведет Арман Бошян – председатель ЕГК

Стенограмма диалога

- Спасибо что согласились на интервью. У нас два основных вопроса.

Как мы все можем наблюдать, в последнее время, в начале 2015 года, произошло множество событий, которые можно интерпретировать как политические провокации. Мне бы хотелось знать Вашу точку зрения, о том, что, собственно, произошло за последние годы, когда фактически начался новый этап холодной войны, противостояния России и Запада. Дело в том, что после 91-ого года Россия старалась делать все, чтобы влиться в этот так называемый «западный мир» – либеральный мир. Она сама себя разоружала, она фактически отдала свою финансовую систему под контроль МВФ и опосредованно – ФРС США. И вроде бы все шло к тому, чтобы Россия влилась в этот «западный мир», но если мы посмотрим на графики рождаемости и населения, очень хорошо видно, что до недавнего времени Россия фактически вымирала, не говоря уже об экономике. Ваше мнение о том, что глобального произошло за последние несколько лет, с чего началось противостояние.

- Мне кажется, что осознание начало происходить еще на рубеже 1990-2000-ых годов, я имею в виду агрессию запада против Югославии, когда на наших глазах было разрушено независимое государство только потому, что так захотелось альянсу НАТО. И мне хотелось бы обратить внимание, что конец 90-ых был некоторым логическим завершением тех процессов, которые были запущены в 91-ом, и в конце концов это привело к сбоям функционирования государственного управления, вплоть до появления в России определенных признаков несостоявшегося государства. Здесь можно вспомнить не только войну в Чечне, но  и то, что некоторые силовые структуры РФ де факто оказались под контролем различных олигархических групп. И на мой взгляд именно на рубеже 1990-2000 годов начался долгий и мучительный процесс собирания государства и по крайней мере частичного восстановления его суверенитета, который, конечно, в финансовой, банковской и информационной сфере до сих пор не восстановлен. Мне кажется, что помимо войны на Балканах значительные определяющие действия произвели боевые действия на Кавказе, это откровенна деструктивная позиция, связанная с поддержкой сил народного терроризма, которая была занята в 90-ых Западом, прежде всего США, НАТО, несмотря на то, что Россия делала все возможное и даже наверно более, чтобы «влиться в семью «цивилизованных» народов», пыталась надеть на себя либеральный флаг, который, как мне кажется, до сих пор сидит. И все 2000-ые шел некий процесс самоосознания России в этом мире, которые оказался не таким благостным, как мы это думали 1991 году. Были иллюзии, может быть в некоторой степени сходные с теми, которые в 2013 году испытывали те, кто вышел на Майдан и верит, что придет дядя и научит жить по-человечески.

Конечно серьезный импульс придали события на Украине, которые показали, что это сценарий, который написан для нас: для России и ее ближайших соседей. Ну и я конечно уверен, что конфликт между Россией и США будет обостряться в ближайшее время.

- Вы сказали «либеральные иллюзии России». То есть фактически политика России все-таки когда-то рассматривала Запад и в частности США как союзников, но действия показали, что они рассчитаны на уничтожение постсоветского пространства, его оккупации и передачи ресурсов под контроль так называемого международного сообщества.

- Это проявляется и проявляется в разных формах, достаточно вспомнить слова некоторых американских чиновников, что, дескать, богатства Сибири принадлежат всему человечеству, они не должны принадлежать одному государству. Но были и другие проекты, например, издавались книги на русском языке о «проклятии Сибири», были и политико-правовые проекты, связанные если не с превращением сибирский территорий в 52-ой штат США, то, во всяком случае, с формированием на значительных территориях РФ «рыхлой конфедерации». В конце концов, те попытки недавних маршей, которые в августе 2014, в разгар боев на Украине, были предприняты в Красноярске, Новосибирске,  Краснодаре и других говордах РФ, под лозунгами «укрепления местной идентичности». Мы понимаем к чему это ведет, в конце концов украинский проект развивался именно так, правда на протяжение несколько веков. То, что я говорю, не является никаким секретом, достаточно прочитать различные сообщения, которые появляются в сети интернет и сопоставлять различные источники, чтобы убедиться, что это не пропагандистские страшилки, а реальность, в которой мы живем.

- В последнее время наблюдаются попытки дестабилизации на Южном Кавказе, в частности в Армении, это отчетливо видно, по крайней мере призывы различных политических сил, различных общественных организаций, направлены на то, что якобы на Украине произошла так называемая «демократическая революция», что этот сценарий надо повторять везде, включая Россию. Дело в том, что народ действительно не доволен сложившейся социально-экономической ситуацией, народ хочет перемен, и как это обычно бывает, это желание народа направляется не в созидательном направлении, а в направлении решения тех или иных геополитических проблем. Как вы думаете, связаны ли события в Гюмри, избиение активистов организации «Столетие без режима», которое очень сильно накалило обстановку в стране и создало поляризацию. Эта поляризация заключается в том, что впервые в открытую обсуждались вопросы, что Армения и Карабах – это не единое целое, что армянин избил армянина, это уже пропагандистская работа, и в какой-то момент эти настроения достигли пика, сейчас этот процесс сошел на нет. Как вы думаете, связаны ли процессы убийства Немцова, различные политические провокации на постсоветском пространстве друг с другом? И какую цель они преследуют?

- Прежде всего мне бы хотелось сказать, что угроза дестабилизации существует на всем постсоветском пространстве, здесь не только Украина, здесь и Молдова, и соседи Армении по Южному Кавказу, где происходят негативные социально-экономические процессы, взять хотя бы спад валюты, и Центральная Азия. Если говорить об Армении, мне кажется работа по расколу общества, она была начата не сегодня и не вчера. Она была начата также с помощью тонкой работы с людьми 0 это анекдоты, различные публикации, вбрасываемые в общественное сознание ложные посылы относительно разобщенности тех или иных этнических и этнографических групп в рамках одного народа. Это вполне понятные технологии, они действуют в силу деградации, которая наблюдалась в течение последних 25-и лет, и сейчас это серьезно эксплуатируется. Очевидным компонентом являются попытки внесения антирусских и антироссийских настроений, попытки создать в обществе образ России как врага. Я не думаю, что в Армении эти настроения поддерживаются большинством общества, я даже уверена, что абсолютное большинство общества, включая значительную часть политической элиты сохраняет трезвый рассудок, и понимание, кто является другом, а кто противником. Но мы не можем закрывать глаза на то, что созданы вполне устойчивые инфраструктуры, которые себя показали и в ходе событий в Гюмри. Когда события только произошли, еще не было ничего известно, а уже стали делаться определенные выводы и раздаваться определенные призывы, камеры уже были заготовлены, активисты оказались в нужное время и в нужном месте.  Хотя российская информационная политика тоже немного запоздала, я готовил об этом и продолжаю говорить, это дало почву тем силам в Армении, которые действуют в деструктивном русле. Я думаю, что это связано частично с объективными причинами, потому что Россия – очень большая страна с большим количеством прооблем. Но, я думаю, что Армения является союзником России, союзником по ЕврАзЭСу, и я со сдержанным удовлетворением констатирую, что усилилось внимание и к Армении, и к Южному Кавказу. Конечно в этом плане были серьезные провалы, история это подтвердила, но я думаю, что нам нужно всем понять, что никакие эмоции, преждевременные выводы не приведут ни к чему хорошему.

- Через несколько лет произошло событие в Минводах, здесь это трактовалось как месть за Гюмри. Эти убийства никак не связаны, это очевидно, но тем не менее информационная среда преследовала политические следы.

- Мне хотелось бы отметить, что в России есть русские этнические националисты, которые своими лозунгами работают на раскол, против гражданского мира.

- В Армении не раз со стороны ряда политиков, а также полиции высказывались версии, что прорабатывается возможность действия Пермякова в группе. Если так, то это уже спецоперация. Что вы об этом думаете?

- Да, идет следствие, и я считаю, что судебный процесс должен быть максимально открытым, и я склонен согласиться, потому что сообщения прессы и следствия говорят о том, что этот человек действовал в здравом уме и трезвой памяти. Если мы сопоставим это с некоторыми странностями, специфическими обстоятельствами его задержания, в частности то, что у него было 3 телефона, и некоторых других вещей, перед нами встает достаточно интересная картина, которую вряд ли можно уместить в рамки действий психа-одиночки. Я хотел бы обратить внимание, что абсолютное большинство армянских СМИ, которые я регулярно читаю, работают оперативно, и как правило представляют не искаженную информацию. Но есть ресурсы, где все ответы заранее есть, и заключаются они в том, что что бы ни происходило, во всем виноваты Россия и лично Владимир Путин. Я думаю, мы не будем относиться серьезно к таким несерьезными ресурсам, но тем не менее, они достаточно активны, они проводят четко скоординированную линию, и это относится и к освещению на ряде ресурсов, и армянских, и российских, и других, того, что произошло с нашим некогда видным оппозиционером Борисом Немцовым, о которым в последние годы я, честно говоря, мало что слышал. Он был убит, демонстративно, практически за сутки перед назначенным так называемым оппозиционным митингом, который, судя по всему, не собрал бы много людей, потому что популярность такой уличной несистемной оппозиции стремится к нулю. И даже в Москве они не собрали бы столько народа, сколько собрали после поступлении информации о гибели Немцова. Я скажу вам интересный факт: листовки, информирующие жителей Москвы об этом происшествии, появились в подъездах, лифтах с поразительной быстротой, еще прах на мосту не успел остынуть, а в некоторых московских домах появились качественно отпечатанные листовки с провокационными лозунгами. Как может современная полиграфия достигнуть такого уровня? Мне, честно говоря, предположить трудно. И те люди, которые пытались извлечь из произошедшего политические очки, – у них это не получилось, несмотря на то, что они очень старались. Наверно в Армении видели эпизоды с задержанием украинского депутата Гончаренка, так он же приезжал не один, там приехало целенаправленно еще по крайней мере несколько сотен таких как он. Я думаю, что это с одной стороны говорит о том, что Россия крайне демократическая страна, а с другой стороны, что как бы кто этого ни хотел, Майдана в Москве не будет. Сам термин «сакральная жертва» возник в России в 90-ых, когда этой участи чудом избежал Иван Петрович Рыбкин, который был связан с человеком, по имени Борис Абрамович Березоский, и с тех пор было несколько таких убийств, которые были расценены, как политические, но до 28 февраля в России вот уже несколько лет, как такого не случалось. Это лишний раз свидетельствует о том, что заказ на дестабилизацию ситуации в столице действительно существует.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.