Что для нас ислам? Набор картинок из головы: мечеть под палящим солнцем, ряды молящихся людей, арабская вязь. Кто-то даже слышал про харам и халяль. Но по большому счёту почти для всех (и для меня тоже) это большой, но практически неизвестный мир. Его неизведанность нас пугает. Невозможность понять его, применяя для его познания привычные нам меры нормы и аномии, раздражает. Едва ли не половина наших знаний — это знание предела, границ, которыми очерчено наше понимание исламского мира.

Ислам — это не только нефтяные шейхи где-то там на Ближнем Востоке. Это Кавказ и Средняя Азия, солидная часть Индии и африканского континента, а также крупные диаспоры в странах Западной Европы. Вернее, слово «диаспора» по отношению к ним устарело примерно так же, как к афроамериканскому и латиноамериканскому населению в США.

У обеих ветвей христианства был свой непростой опыт сосуществования с исламом. Европейская цивилизация выбрала путь покорения ислама, по сути отзеркалив на него исламское же понятие джихада. К началу XX века почти все мусульманские страны либо стали колониями европейских держав, либо находились от них в той или иной форме зависимости. Россия, как известно, избрала иной путь: покоряемые ханства и эмирства не становились колонией, они становились Россией. Причём во многом сохраняли прежнее социальное устройство, а военная и политическая элита кооптировалась в состав элиты российской.

Приходится признавать, что инерция обоих подходов действует и теперь, определяя политику уже нынешних держав. Но если для нас это плюс, то для Европы — минус. ЕС имеет достаточно узких мест в своей экономической и политической организации, и они со временем, вероятно, привели бы его к упадку. Однако слишком велики шансы, что ЕС попросту до этого не доживёт, ведь основной проблемой Европы становится конфликт Европы христианской с Европой мусульманской.

Тут совершенно не важно, что, например, погибшие французские карикатуристы были (возможно) бОльшими ненавистниками христианства, чем те, кто их убил. Если они не были христианами по вере, то были ими по культурной традиции общества, в котором жили. Поэтому для исламской Европы карикатуры на них рисуют не художники Charlie Hebdo, а Европа христианская. Таким выглядит мир с той стороны забора. Можно удесятерять тираж журнала в стремлении не ударить в грязь лицом (или почтить таким образом память погибших, уж не знаю). С той стороны забора это выглядит как бросок в костёр 10 поленьев вместо одного. То, что для французов считается свободой слова, отзывается в столице Нигера поджогом 45 церквей. Нет, я не против такой трактовки свободы слова, но тогда должна быть и соответствующая ответственность. Франции стоит заявить для всего исламского мира, что Пятая республика более не наследует и не исповедует учение Христа — французам, похоже, всё равно, а христианам Ближнего Востока и Африки жить будет спокойнее.

 

 

 

 

Исламизация Европы длится давно, последние 50–60 лет этот процесс неимоверно ускорился. Европейское общество создаёт мусульманам социальную инфраструктуру, оно готово откупаться от мусульман, лишь бы сохранить своё право считать мусульман людьми второго сорта. Не только их, конечно, и не столько потому, что они иной веры. А в принципе всех, кто держится веры, общины, традиций, препятствующих штампованию безликих потребителей европейской культуры, общечеловеков. Так интеграцию понимают в Европе.

Теперь, когда кроме исламского Казахстана членом ЕАЭС стала исламская Киргизия (а планы союза предусматривают расширение на всю Среднюю Азию как минимум контура безопасности), мало кто станет спорить с тем, что одна из основ Евразийского союза — нормальные, здоровые отношения между людьми христианской и исламской культур (традиций, религий), базирующиеся на взаимоуважении. Держаться этой основы будет непросто, учитывая непростые отношения христианской Армении с исламским Азербайджаном, направленную на РФ агрессию считающего себя исламским ИГИЛ, подрывную деятельность считающих себя мусульманами членов Хизб-ут Тахрир и т.п. Очень пленительным будет, якобы, простой путь, который как раз и выбрала Европа, — обоюдное разрушение традиций. На самом же деле это самый простой путь навсегда уйти из Средней Азии и лишиться поддержки мусульман внутри РФ.

Давайте извлекать уроки из чужих ошибок.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.